0
5938
Газета Культура Печатная версия

05.12.2024 19:24:00

Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Лауреаты Конкурса им. Чайковского выступили с Госоркестром Татарстана

Тэги: москва, филармония, госоркестр татарстана, молодые лауреаты конкурса чайковского


москва, филармония, госоркестр татарстана, молодые лауреаты конкурса чайковского Скрипач Равиль Ислямов дебютировал с Госоркестром Татарстана. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

В Концертном зале им. Чайковского с сочинениями Бетховена, Шенберга и Рихарда Штрауса выступил Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского. В концерте приняли участие молодые лауреаты Конкурса им. Чайковского Сергей Давыдченко, Равиль Ислямов и Василий Степанов.

Александр Сладковский, дирижер и худрук весьма амбициозный, выбирает для Москвы сочинения, которые раскрывают его оркестр с самой выгодной стороны. Как коллектив сбалансированный, невероятно виртуозный и отзывчивый к дирижерскому жесту. Коллектив, который может сыграть практически любую программу, и последний концерт это продемонстрировал сполна. Объединить в одной программе три знаковые партитуры, каждая из которых способна стать кульминацией концерта, позволит себе не каждый дирижер. В год 150-летия Шенберга Сладковский выбирает переложение для струнного оркестра секстета «Просветленная ночь», продолжает Тройным концертом Бетховена, а замыкает симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра».

«Мы сыграли сочинения практически всех крупных представителей немецко-австрийской музыки, от Бетховена до Шенберга. И как раз в этой программе эта линия отражена, – комментирует дирижер. – Мне было интересно пригласить молодых музыкантов для исполнения Тройного концерта Бетховена, и я рад, что сложился такой удивительный состав солистов. Все они – лауреаты Конкурса им. Чайковского, где блистательно выступали. К тому же так или иначе все трое связаны с оркестром, Казанью, Татарстаном. С Василием Степановым мы играем лет с пятнадцати, с Сергеем Давыдченко знакомы тоже довольно давно, впервые встретились, когда ему было лет тринадцать, и уже записали пять концертов Прокофьева. С Равилем Ислямовым немного другая история, но он имеет непосредственное отношение к Татарстану». Для солистов этот материал оказался не так прост: технически не слишком сложный, он все же требует огромной музыкантской работы и, возможно, по-настоящему поддается исполнителям с большим опытом. Но энергия молодости и настоящая увлеченность, с которой исполняли этот концерт солисты, настолько окрылили зал, что публика не могла отказать себе в удовольствии зааплодировать после первой части, и это пренебрежение этикетом было сколь спонтанно, столь и осознанно.

«Просветленная ночь» – кульминация немецкого романтизма в смысле музыкального языка, но не в смысле темы, открывающей как раз дверь в новую эпоху, позволяющую говорить на запретные ранее темы. Стихотворение Рихарда Демеля, давшее импульс Шенбергу, описывает диалог между женщиной и мужчиной, идущими сквозь мрачный лес. Та признается, что беременна от другого, на что спутник отвечает, что его любовь способна преодолеть вызов крови, – и атмосфера преображается. Шенберг написал партитуру, которая вместе с театральностью, живописующей в звуках и лесное царство, и нерв героев, сохраняет интимность высказывания. И и оркестр это смог передать, не упуская градации динамики, в основном довольно тихой, и чуда ансамбля: полновесный состав струнных звучал очень стройно.

Поэма «Так говорил Заратустра» написана в манере не менее театральной, но максимально эффектной, и оркестр играет ее с видимым удовольствием, даже ликованием, вызывая соответствующую реакцию публики. Публика, к слову, этот оркестр очень любит: не каждый коллектив может похвастаться аншлагами, но здесь именно тот случай. Подтверждает это и Александр Сладковский, говоря об особенностях персонального абонемента оркестра в Московской филармонии: «Абонемент продолжается уже много лет. Первый концерт в Москве мы сыграли уже в первом нашем совместном сезоне, это была программа вальсов: Чайковский, большая сюита из «Кавалера розы» Штрауса, Равель. Серьезные сочинения, которые уже тогда были нам под силу. Сегодня наши концерты в Московской филармонии оправданны и с экономической, и с творческой точки зрения. Абонементы хорошо продаются, то есть мы держим марку. Иначе нам давно бы уже сказали «спасибо, до свидания». А для оркестра – честь выступать в одном из лучших залов столицы и России», - говорит он.

По словам Сладковского, программа формируется коллегиально: «Я представляю свои предложения гендиректору филармонии, выдающемуся менеджеру Алексею Алексеевичу Шалашову, и мы приходим к соглашению в зависимости от того, что интересно оркестру, и от того, как формируется сезон филармонии, чтобы наши программы вписывались в музыкальную жизнь Москвы». Изюминкой заключительного концерта текущего филармонического абонемента (30 марта) станут две «Шехеразады»: знаменитая партитура Римского-Корсакова и нечасто исполняемый вокальный цикл Равеля, который исполнит Екатерина Семенчук. 


Читайте также


Москва пополняет реестр памятников архитектуры доходными домами

Москва пополняет реестр памятников архитектуры доходными домами

Татьяна Астафьева

Еще пять исторических зданий в центре столицы получили новый статус

0
548
Опера "Андре Шенье" впервые поставлена в Москве

Опера "Андре Шенье" впервые поставлена в Москве

Марина Гайкович

Высокие чувства на фоне кумача

0
656
Всероссийский фестиваль прыжков с шестом держит планку

Всероссийский фестиваль прыжков с шестом держит планку

Татьяна Астафьева

Лучшие российские легкоатлеты приняли участие в спортивном празднике в Москве

0
1387
В Мневниковской пойме построят цирк будущего

В Мневниковской пойме построят цирк будущего

Елена Крапчатова

Москвичи на "Активном гражданине" выбирают, как будет выглядеть инновационное здание

0
4573

Другие новости