Президент премии Хибла Герзмава. Фото Елены Бледных предоставлено пресс-службой премии «Онегин»
Задуманная когда-то как частная инициатива для поддержания реноме оперного жанра, интереса и внимания к нему, премия за годы своего существования превратилась в действительно солидную институцию общероссийского масштаба. Поучаствовать в «Онегине» сегодня стремятся все оперные театры страны, его вердикт ценится не меньше, чем прочие отечественные музыкально-театральные награды. Существование наряду с «Онегиным» музыкально-театральных номинаций «Золотой маски», оперной премии «Casta Diva», премии «Легенда» фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», не умаляет значение первого, а лишь обогащает палитру оперной жизни – у «Онегина» свое место в этой мозаике.
В третий раз церемония проходила на сцене Мариинского театра, одного из старейших оперных театров страны, в декорациях греминского бала из знаменитого темиркановского спектакля. Ее история уже очень интересна: с 2016 года «Онегиным» награждены великие звезды советской эпохи – Владимир Атлантов, Тамара Синявская, Юрий Марусин, Маквала Касрашвили, Владимир Маторин, Нина Терентьева, Сергей Лейферкус, выдающиеся зарубежные артисты – Хосе Кура, Руджеро Раймонди, Анжела Георгиу, Джозеф Каллейя, Элина Гаранча, Надя Михаэль, Ферруччо Фурланетто. Вместе с этими маркерами звездности и статусности премия отметила множество современных российских певцов, режиссеров, дирижеров, а также целые театральные коллективы и их спектакли, что является большим стимулом для активно действующих игроков на оперной карте России добиваться еще более высоких результатов в сложном и прекрасном оперном искусстве.
Премия развивается все годы, в ней появляются все новые и новые номинации – на нынешней, девятой, их было 11 конкурсных и 7 внеконкурсных. По этой причине сама церемония оказалась циклопической по продолжительности: праздник оперы чуть затянулся, и не вся публика выдержала до конца эту «пытку прекрасным». И это при том, что одну из внеконкурсных номинаций – «Музыкальный руководитель» – так и не вручили. Были и курьезы – например, партию Вани в опере Глинки «Иван Сусанин» отнесли к ролям второго плана. Мариинская дива Екатерина Сергеева, которая в итоге и получила премию в этой номинации, на пресс-подходе решительно не согласилась с такой интерпретацией ее героя; заблуждение экспертного совета тут очевидно и весьма удивляет. Удивило и попадание в номинацию «Событие. Традиции» (и победу в ней) спектакля Самарского оперного театра «Мастер и Маргарита» Слонимского, произведения явно новаторского для оперного жанра.
Дух острой конкуренции зримо ощущался в некоторых номинациях. Например, в номинации «Примадонна» были заявлены три сильнейшие певицы современной российской оперы – Ксения Дудникова, Елена Гусева и Диляра Идрисова. Предпочтение кому-то отдать очень сложно: у каждой – море внушительных достижений, причем на протяжении уже многих лет. Жюри в итоге отдало предпочтение Идрисовой, но чувствуется, что выбор ему было сделать непросто. В то же время осталось и ощущение поиска примирительных точек: чтобы кого-то ненароком не обидеть, премия стремилась наградить многих, те, кто не выигрывал в одной номинации, получали специальные призы в другой. Это очень правильная тенденция – стремление к избежанию конфликтов, недооценки, что для творческих людей, априори ранимых, очень важно.
Среди безальтернативных, внеконкурсных номинаций особый интерес публики всегда вызывают такие, как «Легенда» и «От России с любовью». Первую в этом году получил прославленный саратовский баритон, звезда еще советского времени, народный артист СССР Леонид Сметанников, который на церемонии наговорил кучу комплиментов награждавшей его Хибле Герзмаве, а потом незапланированно спел русскую песню, продемонстрировав неувядающий голос, яркий узнаваемый тембр, отличную вокальную форму, что для 80-летнего певца воспринимается поистине как чудо. Вторую получили итальянцы – оперный коуч и худрук фестивалей в Японии и Ирландии Кармела Санторо, а также всемирно знаменитый баритон Амброджо Маэстри. Последний накануне церемонии блистательно спел Фальстафа в Мариинском театре, а на праздничном вечере премии показался в двух амплуа – комическом, с буффонным блеском исполнив куплеты Дулькамары из «Любовного напитка», и трагическом, неистово спев полный накала страстей дуэт Ди Луны и Леоноры из «Трубадура» с Марией Лупаревой. Визит последнего в Россию в нынешних условиях воспринимается как настоящий героизм, и будем надеяться, что пройдет это для него без дисциплинарных последствий: в январе и феврале Маэстри ждут две звездные европейские сцены – Ла Скала и Венская опера, где он должен будет спеть серию спектаклей «Фальстафа» и «Тоски».
Музыкальная часть церемонии и помимо впечатляющего выступления Маэстри оказалась в целом яркой. В сопровождении оркестра Мариинского театра больше всех пели хозяйка премии Хибла Герзмава и лауреат «Онегина» 2016 года Алексей Татаринцев. Первая впервые предстала Кумой из «Чародейки» Чайковского, сделав заявку на тяжелый драматический русский репертуар – видимо, не за горами дебюты примадонны в этой партии, а также в ролях Лизы («Пиковая дама») и Марии («Мазепа»). Также звезда Театра Станиславского исполнила еще одну новую свою партию, в которой только недавно дебютировала в Мариинском театре, – Адриенну Лекуврёр: прозвучала меланхоличная выходная ария героини и полный роковых страстей дуэт с Юлией Маточкиной. Алексей Татаринцев в своем дебютном явлении в Мариинке порадовал как редким репертуаром (ария Дубровского из одноименной оперы Направника и дуэт из «Майской ночи» – опять же с Маточкиной), так и своей знаковой ролью Ромео из оперы Гуно, с которой во многом началось его уверенное восхождение на оперный олимп: звонкий, с колокольцевыми переливами тенор московского гостя безусловно покорил зал. Мариинская меццо сольно спела арию Иоанны – этим номером открывалась музыкальная программа церемонии: артистка предстала масштабной личностью, которой героизм и профетизм, а также душевные муки и сомнения Орлеанской девы оказались по плечу.
Санкт-Петербург – Москва