0
4412
Газета Культура Печатная версия

01.12.2024 19:24:00

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

Тэги: пушкинский музей, выставка, неизвестный щукин, не только новое искусство, обзор


пушкинский музей, выставка, неизвестный щукин, не только новое искусство, обзор На портрете Дмитрия Мельникова – Сергей Иванович Щукин. Фото агентства «Москва»

Если новое искусство из собрания Сергея Щукина после национализации в итоге осело в Пушкинском музее и Эрмитаже, то другие части – а там и Египет, и Восток, и классическая Европа, и иконопись – оказались распылены не только по музеям Москвы и Петербурга, но от Махачкалы до Астрахани и оттуда до Якутска. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков куратор Алексей Петухов в содружестве с 11 музеями открыл выставку «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Фундамент заложен исследованиями, в форме акцентирована детективная жилка, а надо всем этим объемнее раскрывается человеческая биография. Наряду с «Группой «13», показанной в Музее русского импрессионизма, это самый запоминающийся московский проект уходящего года.

О том, сколького о Щукине мы не представляли, говорят цифры: собрание его «фирменного» нового искусства по объему сопоставимо с «непрофильной» частью коллекции. После национализации распределение этих вещей по разным институциям длилось в общей сложности почти 20 лет. В пору Гражданской войны щукинский музей в особняке по Большому Знаменскому переулку, ставший I Музеем новой западной живописи, уплотнили, вселив туда Комитет помощи инвалидам, раненым и демобилизованным. Места коллекциям, к которым могли примкнуть и предметы от уплотненных соседей Щукина, не хватало, так что, согласно одной из описей, фарфор, бронза и часть произведений хранились в подвале (кухне).

Исследования этой части собрания начались не только что, но и после большого щукинского показа в Fondation Louis Vuitton 2016–2017, где была затронута китайская и корейская живопись, и после московско-петербургских проектов о Щукиных (см. «НГ» от 19.06.19), и после продолжающихся изысканий в сюжете остались лакуны. И в атрибуционной части: считавшееся сурбарановским «Жертвоприношение Авраама» оказалось написанным Караччоло, а деревянная скульптура Марии с младенцем, продолжавшая традицию куртуазных «прекрасных Мадонн», оказалась не испанских, а немецких кровей. И в части «жилищной»: в каталожных статьях Леа Сен-Раймон и Василий Расторгуев пишут, что и египетские древности, и европейская скульптура, вероятно, не были в этом собрании на виду, во всяком случае свидетельств обратного нет. Детективный сюжет будет уточняться и на семейном уровне, ведь многие «непрофильные» предметы скорее всего попали к Щукину под влиянием братьев-коллекционеров (недавно в Музее Востока закрылась большая выставка о любителе восточной экзотики – брате Петре Щукине (см. «НГ» от 09.09.24). Сергей Иванович приобщился к собирательству энергично, но поздно, в 44 года, когда братья уже определились со своими коллекционерскими ориентирами. «Парижский Иван» увлекался ультрановым французским искусством, одновременно будучи влюбленным в старинную Испанию (возможно, благодаря ему к Сергею попали считавшиеся испанскими предметы). Дмитрий предпочитал североевропейских старых мастеров.

«Не только новое искусство» строится на свидетельствах и диалогах между эпохами, братьями и, само собой, между жизнью и коллекцией. Обилие архивных документов, от описей до снимков с интерьерами особняка – это не только исследовательская нить Ариадны в лабиринте щукинского собирательства, но и опора экспозиции. Все это взято в скобки разделов с историями-загадками. Одна из них – египетские мотивы, непонятно, где и как хранившиеся, появившиеся у Щукина. В Египте он бывал с семьей, в пустыни Синайского полуострова уехал в 1907-м после смерти сына и жены. В ГМИИ эта часть рассказана через биографию, когда скульптуры соседствуют со щукинским дневником, ворохом отправленных из путешествий открыток и огромной роскошной папкой с живописующими Египет и комментирующими его на немецком гелиогравюрами, – такими подарками баловала VIP-клиентов турфирма Thomas Cook & Son. Другую историю предложил внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. Известно, что в череде щукинских заказов Матисс написал «Розовую мастерскую», а в 1911-м прибыл в Москву, был поражен иконами, призывал учиться у этого древнего искусства и следом взялся за «Красную мастерскую». Рисунок с ней художник послал коллекционеру, но тот картину, как и некоторые другие работы, отверг. В итоге произведение хранится в нью-йоркском Музее современного искусства.

Сам Кандинский откликнулся на щукинское чутье к декоративности, описав позолоту и «бледные тона шелков» особняка – и «тридцать Матиссов  в большом салоне с мебелью XVIII века». Щукин не только первым выставил у себя африканскую пластику, открытую европейскими модернистами, – сопоставления очень старого с очень новым были для него естественны. В Розовой гостиной с олдскульной обильной лепниной, комодом в стиле Людовика XV и неорокайльными вазами надо всем властвовали матиссовские яркие краски и меткие, простые линии. Китайская живопись на шелке у Щукина живет бок о бок с постимпрессионистами Ван Гогом и Сезанном и с бывшим фовистом Дереном и звучит рифмой к белесо-бесплотному символисту Одилону Редону. А египетский «маршрут», скрепленный соседством древностей с не менее брутальными Пикассо с Гогеном, напоминает, что, во-первых, последний на Таити захватил и репродукции египетских росписей, а во-вторых, бывая в Париже, Щукин непременно навещал египетский зал Лувра.

Сначала задаешься вопросом, а потом понимаешь, что дело было не просто в коллекционере с деньгами, многое способном себе позволить. Кстати, Леа Сен-Раймон пишет, что египетские и восточные вещицы не были тогда дороги, в редких случаях достигая цены в 1000 франков, в то время как «Руанский собор в полдень» Моне обошелся в 22 тыс. франков. Щукину, как и всему новому искусству, нужно было оглянуться к древности, чтобы рассмотреть современность. n


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10936
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7895
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7766
Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
9521

Другие новости