0
5828
Газета Культура Печатная версия

26.11.2024 17:53:00

О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

Снейдерс и все-все-все в Пушкинском музее

Тэги: пушкинский музей, декабрьские вечера святослава рихтера, выставка, снейдерс, фламандский натюрморт, обзор


пушкинский музей, декабрьские вечера святослава рихтера, выставка, снейдерс, фламандский натюрморт, обзор Художник воспевал плодородие. Фото агентства «Москва»

В воскресенье в Пушкинском музее начнутся «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», на сей раз с темой «Торжество природы». К фестивалю открыли выставку «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» – летом свой вариант аранжировки этой темы показал Эрмитаж. Съестная линия в выставочной программе ГМИИ в этом году акцентирована, весной куратор Виктория Маркова представляла итальянцев, теперь Вадим Садков – витальность фламандских натюрмортов, которые наряду с голландскими были «зачинщиками» жанра. Хотя разговор и начинается с того, что термином «натюрморт» мы вообще-то обязаны французскому Просвещению. Да и натюрморты Фландрии скорее живописуют упоение жизнью, пусть и с константными напоминаниями о ее быстротечности, подчас противоречивой символикой и т.д., нежели просто «мертвую природу».

Нынешний подход к натюрмортам вышел обстоятельным, особенно если свериться с каталогом на предмет сложносочиненной и ветвящейся подчас в противоположных направлениях символики, но прежде всего – веселым. Доступное на расстоянии вытянутой руки изобилие в духе «о вкусной и здоровой пище», несмотря на то что многое здесь хрестоматийно – встречает самый непосредственный отклик зрителей. Разглядывая лобстера, кто-то вспоминает, как Бродский пытался растолковать матери, что это такое, а у соседней картины тот же кто-то рассуждает, а был ли у мускулистого мясника варикоз. Ребенок тянет ручонки к картинным фруктам, одергиваемый испуганным родительским шепотом. В сущности, лучший комплимент натуроподобию всех этих срежиссированных сцен, в связи с которыми куратор вспоминает, в частности, известный античный анекдот о Зевксисе, написавшем виноградную гроздь так, что птицы слетелись ее клевать. Современный маркетинг дал свой ответ жизненности старины – теперь в вашем смартфоне натюрморты оживают, выпуская на волю птиц, а в музейных ларьках стоят жостовские подносы с фламандской «начинкой». Наконец, к витальности натюрмортов добавлена буйная зелено-синяя раскраска стен.

При этом выставка сделана с научной тщательностью, начиная четкой структурой (тут приглядываются к Снейдерсу в компании предшественников, современников и последователей, а заключительная глава – «банкетная», называется «Накрытые столы» и «завтраки») и содержательными текстами к разделам и завершая подробными каталожными комментариями работ.

Говоря «голландский натюрморт», первым делом вспоминаешь «завтраки» Хеды, изысканно-холодные не только в смысле колорита, но и в плане абсолютной самодостаточности, существование едоков если и предполагающей, то исключительно гипотетическое. Говоря «фламандский натюрморт», в первую очередь представляешь разгул «лавок» Снейдерса, где лежат груды всех мыслимых даров природы, где есть люди и звери, словом, жизнь бьет ключом. Разница между протестантским голландским натюрмортом и католическим фламандским показательная, но непроницаемой границы не было. Хотя принято именно с XVII веком связывать окончательное и бесповоротное выделение в самостоятельные жанры и натюрморта, и пейзажа, их современники, зная слово stilleven, «неподвижная жизнь», в инвентарях и нотариальных актах стремились к конкретике «микрожанров»: «ваза с цветами», «охотничьи трофеи», «фрукты», «атрибуты мирской суеты» (vanitas) и как раз «завтраки». И в частности, тогда были распространены замечательные trompe l’oeil, иллюзионистические обманки, как у Себастьяна Боннекруа: дощатая стена, холст на подрамнике, инструменты художника – как живые. Но это очередной символ vanitas: холст иллюзионистически же представляет нишу, где на полке лежит череп, а под ней оказался рельеф со смертью Ниобид, поплатившихся за гордыню своей матери.

Снейдерс, к компаньонству с которым не раз прибегал и глава антверпенской школы живописи Рубенс (примером тому служит открывающая маршрут «Статуя Цереры», где оба соревнуются в воспевании плодородия, Рубенс – живописно уподобляя мрамор полнокровному телу, Снейдерс – вписывая, «довешивая» сюда пухлые гастрономические гирлянды), – несмотря на свою востребованность, никак не мог бы возглавить эту самую антверпенскую школу после кончины Рубенса. Не та специализация: на верхней ступени в иерархии жанров властвовала историческая картина.

Но подобно другим жанрам, натюрморт отражал эпоху. С огромными полотнами и небольшими «кабинетными» картинками, свидетельствовавшими об ориентированности рынка на разные кошельки. С изображением натуры как повода для ученых разговоров и разгадок, порой ведущих в противоположных направлениях. С отображением жизни, часто не неподвижной и не мертвой, когда горы снеди делаются «предлогом» для мизансцен другого рода, с котами и собаками, всегда готовыми что-то украсть или подраться за это право. Наблюдения за повседневностью вошли в плоть и кровь живописи XVII века, недаром директор Рейксмузеума Тако Диббитс высказался в том духе, что художникам этого времени, с повседневной жизнью, как будто не хватало соцсетей.

Если в цветочных гирляндах, окружающих образы Марии и Христа, напрашивается прежде всего символическая трактовка, когда роза олицетворяет чистоту Богоматери (она – «роза без шипов») и небесную любовь, два цветка чертополоха – грядущие страдания Христа, тюльпаны – следование Богу, – то в многочисленных автономных цветочных вазах, убедительно сочетающих флору совершенно разных сезонов, объясняться все это может иначе. Роза, особенно подвядшая, теперь могла означать быстротечность всего земного. Так же толковали и тюльпан, который после рухнувшей эпопеи с тюльпаноманией приобрел еще коннотацию с суетной деятельностью.

Похожим образом обстояло дело, например, с обезьяной, частой спутницей фламандских натюрмортов. Со времен Средневековья она ассоциировалась со всякого рода грехами, похотью и распутством, алчностью и глупостью, потом мода на аллегории пяти чувств закрепила за животным право отождествлять вкус, а еще обезьянничанье как способность подражать вывело ее в возможный символ искусства, якобы копирующего природу. Высвобождаясь из тесных объятий средневековой и ренессансной символики, живопись XVII века обрела неоднозначность толкований, но и гораздо большую свободу визуального ряда. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1460
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
857
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
823
Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
4782

Другие новости