Руководитель Большого театра Беларуси надеется, что «Патетический дневник памяти» в год 80-летия Победы получится показать в России. Фото предоставлено театром
Совсем недавно доктор искусствоведения, профессор Екатерина ДУЛОВА была членом жюри XXVII Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. О ее впечатлениях от прослушиваний, а также о сегодняшнем дне возглавляемого ею коллектива с Екатериной Николаевной побеседовал музыкальный критик Александр МАТУСЕВИЧ.
– Как, на ваш взгляд, прошел конкурс?
– Отрадно, что такой конкурс с огромными традициями возрождается и такие выдающиеся мастера, как Альбина Шагимуратова, прилагают усилия к возрождению этой традиции. Для молодежи это очень важно, чтобы такие великие конкурсы существовали и отмечали лучших: среди них наверняка есть будущие звезды самых разных сцен мира. Огромная честь быть в составе жюри. Мы представили белорусскую вокальную школу, но конкурс есть конкурс: кто-то прошел дальше, кто-то сошел с дистанции раньше, но очень важно пробовать свои силы и понимать контекст и среду, в который ты находишься и развиваешься. Для музыканта любой исполнительской специальности это крайне необходимо – погружение в настоящую концертную среду, пение в таком прекрасном концертном комплексе, как «Зарядье», а также беседы с наставниками, именитыми членами жюри. У конкурса очень хорошая финансовая и организационная поддержка, что делает его, помимо традиций, очень значимой, престижной институцией.
Кроме того, как руководителю театра мне было интересно послушать голоса, посмотреть, что делается с вокальной точки зрения в странах ближнего и дальнего зарубежья, в каком направлении развивается вокальное искусство, иметь беседы с рядом конкурсантов и членами жюри, у которых богатейший опыт. В целом – великолепное творческое общение, великолепный опыт.
– Что можете сказать об уровне конкурсантов?
– Он традиционный для конкурса такого класса – весьма высокий, хотя впечатления, конечно, пестрые. По уровню сложности этот конкурс сегодня не менее ответственный, чем Международный конкурс имени П.И. Чайковского в своей вокальной части: например, протяженный и сложнейший по программе второй тур, третий тур с оркестром. Это большое, серьезное испытание для молодых. Многим не хватало сил и опыта, чувствовалось, что поют арию, потому что они ее выучили, но на сцене они с ней не были, соответственно эмоционально вложить много в нее они не могут. Очень радовало качество голосов – порой просто удивляешься, какие богатые «инструменты» продолжает рождать матушка-земля – и по крепости, и по тесситуре. Слава Богу, есть из чего выбирать – на конкурс было подано более 400 заявок! Кстати, у многих членов жюри сложилось мнение, что систему предварительного отбора по записям надо отменять – записи не дают полного и объективного представления о голосах.
– Как вы оцениваете выступление белорусских вокалистов на конкурсе?
– Участвовали трое: Дарья Горожанко, Мария Шидловская и Иосиф Никитенко. Последние двое – еще студенты Академии музыки, и для них это очень мощное движение вверх. Все три голоса очень красивые, уникальные и перспективные. Дарья и Иосиф прошли во второй тур – это значимое достижение, хотя я бы, конечно, хотела большего. Видимо, сказались недостаточная подготовка, ее несистемность, ошибки в выборе репертуара, что помешало белорусским вокалистам выйти в финал и претендовать на победу. Нотка грусти есть, но я считаю, что мы все же показали себя достойно.
– Будем надеяться, что будущий конкурс Глинки, который обещает вновь стать регулярным, будет более удачным для белорусских певцов. А может быть, и пройдет в Минске, как уже однажды было…
– Да, возможно, более того – такая перспектива обсуждалась с Альбиной и обоими министерствами культуры – чтобы конкурс вновь, как при Ирине Архиповой, стал путешествующим по разным городам и весям.
– Расскажите о нынешнем сезоне белорусского Большого театра.
– Сезон невероятный по динамике с самого его начала. Даже еще с конца прошлого сезона наблюдалась эта концентрация творческой активности: в июле мы выпустили премьерный спектакль – балет «Золушка». А уже в начале этого сезона к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков у нас прошла премьера уникального спектакля на музыку белорусских композиторов – «Патетический дневник памяти»: это оперно-хореографическая постановка, в которой участвовал весь театр. Все труппы театра, все главные специалисты трудились над ним, более 300 человек участвует в воплощении этого замысла. За основу взята музыка наших авторов 1960–1980-х годов, посвященная Великой Отечественной войне: в ряде случаев эта музыка сегодня уже совершенно забыта, лежит где-то под спудом, иногда исполняется в симфонических концертах. Части оперных, балетных, симфонических партитур объединены здесь в драматургически спаянную композицию: эту колоссальную работу осуществил наш композитор Олег Ходоско, ученик великого мэтра Анатолия Богатырева. Он сложил удивительную партитуру на полтора часа звучания, где соединены страницы страшного и достоверного военного «…Дневника». Каждый третий на этой земле пострадал в годы войны, и наша обязанность – отдать дань тем людям и тем событиям художественными средствами, которыми мы владеем. Впечатление у публики по-настоящему пронзительное – во время исполнения стоит звенящая тишина…
– Удалось ли достичь в этой композиции драматургического единства? Ведь звучат сочинения разных авторов?
– И тем не менее стилистика их оказалась очень близка, не возникает ощущение эклектики: всё воспринимается как единое целое. Ходоско написал свои интермедии, которые соединяют различные фрагменты. Получилось очень гармонично. В год 80-летия Великой Победы мы надеемся показать эту работу в России.
Далее нас ждет премьера «Евгения Онегина» – новую версию готовит наш главный режиссер Анна Моторная. В марте – премьера балетного триптиха, который задумал наш главный балетмейстер Игорь Колб: французская тема – «Болеро» Равеля, «Кармен» Бизе и «Пляски смерти» Сен-Санса. В творческом проекте планируется участие хора и солистов оперы. Завершаем сезон мы «Орлеанской девой» – впервые в афише Большого театра Беларуси появится эта опера П.И. Чайковского, постановщиком выступит Георгий Исаакян. Этим мы продолжаем линию на представление в нашей афише эксклюзивных, редких репертуарных названий. Если заглянуть на вторую половину 2025 года, то там нас ждет премьера балета «Князь Мышкин» («Идиот»), оперы «Набукко», которую у нас будет ставить прославленный итальянский режиссер Джанкарло дель Монако. Плюс, конечно, Минский Международный Рождественский оперный форум, «Балетное лето в Большом», «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» – мы не отказываемся ни от каких наших традиционных проектов. На форум мы ждем гостей – театры из России, а на заключительном гала-концерте выступят лауреаты конкурсов Елены Образцовой разных лет. В октябре театр представил оперу В. Солтана «Дикая охота короля Стаха» на Новой сцене Мариинского театра в рамках Дней г. Минска в Санкт-Петербурге. В начале декабря планируется наш визит в Москву: на сцене Большого зала консерватории – большой гала-концерт Большого театра Беларуси, приуроченный к 25-летию подписания договора о создании Союзного государства.
– В премьерной оперной афише последних сезонов, мне кажется, наблюдается некий тренд на русскую музыку. Это сознательно?
– Русская музыка у нас звучала всегда, это настоящая сокровищница, наша публика ее любит и знает, поэтому мы никогда и не думали уходить от нее. Но у нас равное представительство с европейскими названиями, идет чередование премьер: наряду с русскими операми были недавно постановки «Любовного напитка» и «Севильского цирюльника».
– В последнее время у вас на сцене гастролировали много российских трупп: культурные связи с Россией крепнут?
– Санкции – время возможностей: да, мы стали дружить еще сильнее. К нам часто приезжают руководители российских регионов с предложениями культурного обмена, поэтому в последнее время белорусская публика познакомилась с творчеством коллективов из Ростова, Самары, Йошкар-Олы, Челябинска, ожидаем гостей из Москвы, Петербурга, Чебоксар, Воронежа, Новосибирска.
– В репертуаре театра сегодня только две белорусские оперы. Этого достаточно?
– Белорусский балет у нас представлен богаче, это правда. Но тут и выбор больше: белорусские композиторы чаще обращались к этому жанру. Многие оперы советского времени сегодня уже несколько устарели; для того чтобы они были интересны современной публике, их надо основательно переработать. Первый шаг на этом пути – это как раз создание «Патетического дневника…»: мы подняли многие партитуры, посмотрели их – что оттуда можно взять, что есть интересного. Другой путь – новые оперы: объявить конкурс на создание новых партитур. Сначала литературных основ, либретто, а затем и композиторский конкурс. Одно из направлений поиска сюжета для национальной оперы – история Полоцкого княжества как колыбели белорусской государственности.