Фото предоставлено пресс-службой оркестра
Самый большой и самый холодный регион нашей страны может по праву гордиться не только алмазами и драгоценными металлами, но и сложившимися культурными традициями, благодаря которым в республике больше 10 лет существует собственный симфонический оркестр Symphonica ARTica, с успехом выступающий не только в Якутске, но и в ряде крупных российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Фестиваль «Северное сияние» возник практически одновременно с образованием филармонии в Якутии и заметно разнообразил афишу холодного, сурового края.
Программа этого года, включившая 11 концертов в Якутске и один в Алдане, вобрала в себя разные стили и жанры от танца фламенко и грузинского многоголосного пения (в этом году на берега Лены прилетел грузинский ансамбль «Сулико») до серьезных академических симфонических вечеров с участием филармонического оркестра. Фестиваль открылся в конце сентября концертом оркестра под управлением художественного руководителя филармонии Натальи Базалевой, ну а месяц спустя на закрытии за пульт Symphonica ARTica встал главный дирижер коллектива Фабио Мастранджело, представивший музыку Вебера, Корнгольда и Шостаковича. Концерт прошел на сцене находящегося напротив аэропорта Центра культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина (филармония пока не имеет собственной площадки и с нетерпением ждет открытия в следующем году нового концертного зала) и собрал полный зал зрителей, добравшихся на окраину Якутска. Приглашенной солисткой стала известная скрипачка Анна Савкина, с которой оркестр и Фабио Мастранджело в апреле этого года уже выступали рядом с Сочи на фестивале в Сириусе. Несмотря на внешнюю температурную инверсию (в конце апреля на Черном море было +15, а в конце октября в Якутске соответственно -15) скрипичный концерт Эриха Корнгольда был сыгран также страстно и горячо. Это превосходное сочинение, наполненное яркими музыкальными темами к фильмам голливудских студий, с которыми активно сотрудничал перебравшийся через океан из неспокойной Европы Корнгольд, до сих пор в должной мере не оценено отечественными скрипачами, хотя при соответствующем исполнении концерт ничуть не уступает своим известным романтическим собратьям. В музыке Корнгольда есть и вдохновенный порыв, и красочная образность, и запоминающиеся мелодии, которые вышедшая в длинном желтом платье и похожая на кинозвезду Анна Савкина интонировала на скрипке с видимым удовольствием и тонким вкусом.
Ровесница концерта Корнгольда, созданная также в 1945 году Девятая симфония Шостаковича в интерпретации якутского оркестра во главе с дирижером-итальянцем прозвучала темпераментно и по-театральному рельефно. Фабио мастерски передал картины зловещего карнавала, предстающего в этой пятичастной, нарочито антипафосной симфонии, на первый взгляд шутливой и не особо серьезной. Шостаковичевский сарказм, проявляющийся то в характерных «ухающих» ритмах, то в нарочито помпезно звучащих побудках, то в жестких унисонах был подчеркнут стремительным темпом и динамическими контрастами. Обрамляющие концерт увертюра из оперы «Оберон» Карла Марии фон Вебера и танцы из «Джазовой сюиты» Шостаковича стали своеобразными противоположными полюсами романтического мира. В первом случае – это нежная мечта и искренний порыв (можно отметить достойно сыгранные валторновые соло, открывающие эту пьесу), а во втором – уютный мещанский быт, становящийся иллюзией и соблазном. Завершивший вечер знаменитый Вальс (называемый в Европе и Америке «Русским вальсом»), написанный в 30-е годы, звучащий в фильме 50-х годов «Первый эшелон» и прославленный Стэнли Кубриком в своем последнем фильме «С широко закрытыми глазами» ожидаемо заворожил слушателей. Кружащая, меланхолическая тема вальса, которой Шостакович нарочито придал сходство со знаменитой темой «На сопках Маньчжурии», особенно попала в резонанс с уже начавшейся в Якутске зимой и бескрайними просторами Дальнего востока, где все ярче заявляет о себе и классическая музыка.
Якутск – Санкт-Петербург
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать