«Олень» Евгения Антуфьева с выставки 2008-го «Объекты защиты». Фото агентства «Москва»
В этом году Центр современного искусства Винзавод запустил два новых направления. Первое, «Гравитация», по задумке основателя Винзавода Софьи Троценко, нацелено на формирование антологии современного искусства (о сделанной куратором Еленой Селиной стартовой выставке см. «НГ» от 12.06.24). Второе, «НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив)», открылось сейчас проектом «НИИ Архив. Ремонтаж», в котором куратор Ирина Горлова объединила значимые в истории Винзавода проекты, направления и работы.
С момента основания в 2006-м арт-кластер Винзавод, естественно, пережил немало трансформаций, были и взлеты, и кризисы, и поиск себя. Его историю можно писать и про взаимоотношения с резидентами-галереями, мягко говоря, не всегда безоблачные, и про собственные проекты и векторы развития. Экспозиция сфокусирована на втором. Что бы ни осталось в прошлом и ни случилось в будущем, знаковыми для российской арт-сцены останутся и кураторский проект Олега Кулика «Верю» 2007-го, и выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, в 2008-м ставшая частью их большого московского выставочного триптиха. На Винзаводе тогда показали, в частности, «Туалет» 1992-го.
В свое время тот был показан на авторитетнейшем смотре современного искусства – кассельской Documenta. В недрах строения с буквами «М» и «Ж» прямое его назначение оказывалось помноженным на весь быт: тут же стоял обеденный стул, над диваном висел мещанский коврик, были разбросаны детские игрушки. Импульс к созданию, как часто случалось в работах классика московского романтического концептуализма Кабакова, шел от биографии. В свое время, чтобы быть ближе к учившемуся в Москве сыну, мама была вынуждена жить то там, то тут, ночевать приходилось даже в неиспользуемом школьном туалете. Интерпретировали вызвавшую споры и даже обиды метафору по-разному, и в плане жизни в целом, и в плане, например, проблем миграции, и даже в смысле институциональной критики, когда большая Documenta дает художникам временный приют. Кабаковская «Московская ретроспектива», одной из площадок которой стал Винзавод, бурно обсуждалась, и, напоминая о проекте, Ирина Горлова решила представить его комнатой отзывов.
Другой опорной точкой, берущей теперешнюю экспозицию «в скобки», стала отсылка к той самой выставке «Верю», на этот раз – в виде работы Дмитрия Гутова «Стопы». Фрагмент камерной картины Мантеньи «Мертвый Христос», в истории живописи ставшей одной из поворотных точек (дистанция между сакральным образом и обыкновенным зрителем впервые не то что сократилась, а схлопнулась), раскатан под сводами Цеха Красного во всю стену.
Структурировать архив, тем более сделать это под экспозицию, всегда непросто. Ирина Горлова рассказывает, как сначала думали «упаковать» материалы в картотеку, но архитектор выставки Константин Ларин предложил прозрачные бочки. От того и другого в итоге отказались, но оттуда в название пришел сайт, специфичный для Винзавода «Ремонтаж». Куратор напоминает, что «в виноделии – это перекачивание сусла из нижней части бродящей жидкости в верхнюю. Аналогично этому выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» поднимает материалы прошлого на поверхность». Сейчас в центре зала стоит прозрачная ротонда с мониторами, где слайд-шоу перечисляет направления деятельности центра. По сторонам – с одной стороны витрины с архивными материалами, с другой – некоторые работы из коллекции Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод (всего в собрании больше 250 произведений). Евгений Антуфьев в 2010-х стал невероятно востребованным художником, но, как и многие, первые карьерные шаги делал с винзаводской программой «Старт»: меланхолично-чудной «Олень» в зале теперь адресует к далекому 2008-му и антуфьевскому проекту «Объекты защиты». Татьяна Ахметгалиева, тоже давно известная и успешная, представлена панно «Стадия куколки» с выставки 2009-го на «Старте»: нить как знак связанности в разных значениях слова стала там и формой, и смыслом. Сегодня работа с тканью, в частности с вышивкой, стала трендом, и такие вещи даже вышли в пространство уличного искусства, как у Саши Браулова. Его «Дом», каждая буква которого плотно заселена вышитыми эпизодами, говорит о переезде, а впервые был экспонирован на IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в прошлом году.
Со стрит-арта Винзавод начинался в 2006-м, когда на этой территории прошел граффити-фестиваль, одним из организаторов которого был Кирилл Лебедев (Кто), позже ставший одним из кураторов посвященного уличному искусству проекта «Стена». К нынешней выставке он фирменным почерком исписал о том и об этом времени одну из стен цеха, завершив все словами, что на смену прежнему безумию пришли солидность да основательность и что по тому времени он порой скучает.
Дебютный для нового направления проект панорамно объединил разнонаправленные и разношерстные векторы винзаводской деятельности разных лет, от крупных выставок до поддержки молодых художников (кроме «Старта» это выставочный цикл 2017-го «Прощание с вечной молодостью» и открывшаяся в том же году программа мастерских «Открытие студии»), от фестиваля «КомМиссия» до маркетов Win-Win, от неоднозначного по своему вектору, но долгоигравшего (2008–2017) проекта «Best of Russia: Лучшие фотографии России» до образовательной активности и библиотеки (пока, впрочем, довольно скромно хранящей больше 200 винзаводских изданий и «более 500 наименований книг»). В 2020-м здесь была основана АГА – Ассоциация галерей, призванная поддерживать эти самые галереи «на частном, государственном и международном уровнях», что бы это сегодня ни значило…
Важно, как архивное направление будет развиваться дальше, в частности какие лакуны в материалах поможет заполнить выставка и как это в итоге будет отрефлексировано. Нынешний клич в прошлое, как и написала куратор первого выпуска, – «заявка на будущее».