Фото Юлии Губиной / Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга. Гости из Города на Неве привезли три спектакля – мюзиклы «Пётр I» и «Белый. Петербург», а также концертную программу музыки Исаака Дунаевского «Широка страна моя родная».
Столь масштабный десант был приурочен к 95-летию знаменитой Ленинградской музкомедии – единственного героического театра, продолжавшего работать в блокадном городе. Представленные им мюзиклы уже достаточно широко известны: спектаклю «Белый. Петербург» уже без малого десять лет, он давно признан, собрал внушительное число наград, с успехом постоянно идет на родной сцене; «Пётр I» гораздо свежее, но и ему уже досталось внимания, поскольку он – с одной стороны сочинение «датское», то есть написанное к большому юбилею – 350-летию со дня рождения первого российского императора, а с другой – редкий по нынешним временам образец творчества американского композитора для русской сцены.
Концертная же программа музыки Дунаевского – эксклюзив Музкомедии, и, к сожалению, она не так хорошо известна. А жаль: программа яркая, ее бы прокатывать по всем городам России в качестве образца высокого вкуса, который не так уж и часто встречается в легком опереточно-мюзикловом жанре.
Более того, оперетты «советского Моцарта» сегодня мало представлены в репертуаре отечественных театров: в частности, в афише Московского театра оперетты и Петербургской музкомедии – двух ведущих столичных театров – нынче нет ни одной! А ведь это основа жанра, по крайней мере, в отечественном его изводе, и начиналась она именно с Дунаевского! Да не только оперетта: музыкальная кинокомедия – тоже детище гения Исаака Дунаевского.
Музкомедия констатирует: «Несмотря на безусловную популярность произведений Исаака Дунаевского для театра в советское время, сегодня большая часть его творческого наследия пылится на полках, не будучи востребована современной сценой. Во многом это происходит из-за несоответствия текстового содержания, не лишенного определенной тенденциозности, вневременной музыке, которая с годами не теряет своего очарования».
Вот с этим тезисом хотелось бы поспорить на примере оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки», которая в постсоветское время ставилась уже неоднократно (только автору эти строк довелось видеть три работы – в МАМТе, на Камерной сцене ГАБТа и в Чувашском театре оперы и балета, а была еще и версия в Самаре) и с большим успехом. Несмотря на наличие в ее тексте достаточно стародавнего юмора, не во всем актуального сегодня, массы советских реалий – от коммунальных квартир до морали строителей коммунизма, эта оперетта ничуть не устарела и спектакль по ней получается живой и искрометный (конечно, в меру таланта режиссера, берущегося за нее). А причина проста – талантливая музыка Шостаковича микширует любую тенденциозность – реальную или мнимую. И это свойство музыкального театра – исполняются же на сценах повсеместно оперы про ходульных античных героев, давно забытые средневековые реалии, романтические грезы и никого это особо не волнует: музыка искупает всё!
То же и с Дунаевским – его невероятный мелодический дар, его талантливое обращение с любой музыкальной формой, его гениальное драматургическое чутье оставили нам в наследие прекрасные советские оперетты, никакое содержание в которых никак не может умалить достоинств этих опусов. В конце концов, драматическую часть, саму пьесу, можно и переписать-подкорректировать – идет же в России десятилетиями и с успехом не венская, а советская версия либретто «Летучей мыши», и именно она любима народом гораздо больше аутентичного оригинала!
И гала-концерт «Широка страна моя родная» с блеском доказывает вневременный характер гениальности Исаака Осиповича: его музыкальные номера - это настоящая феерия комедийности и лиризма, это щедрый мелодизм, редкий для композиторов ХХ века. В концерте, срежиссированном Владимиром Романовским, прозвучало порядка тридцати шлягеров – сольных, ансамблевых, инструментальных: слушая их, каждый раз удивляешься изобретательности и уровню таланта великого композитора. А еще – его редкому, поистине безграничному оптимизму, ведь каждый номер буквально сияет ярким светом доброты и позитива. Трудно поверить, что эти шедевры создавались в 1930-е годы и в годы войны, о которых у подавляющего большинства из нас сегодня стереотипное представление как о мрачных временах сталинизма. А, может быть, жизнь большой части советских людей была именно такой как она показана в опереттах Дунаевского – светлой и бесхитростной, с надеждой на светлое будущее, со смелым взглядом вперед?
Абсолютно все номера программы были исполнены на высочайшем уровне. Но все же хочется отметить особо мастерство Елизаветы Белоусовой (песенка Пепиты из «Вольного ветра»), Натальи Савченко (романс Ирины из «Сына клоуна»), Олега Ромашина (романс Николая из «Золотой долины»), Ивана Корытова и Романа Воркуева (дуэты из «Вольного ветра»), а также дирижера концерта маэстро Андрея Алексеева.
комментарии(0)