0
383
Газета Культура Печатная версия

05.11.2024 17:50:00

Амазонка Любочка

В Москве при поддержке "Роснефти" проходит выставка, посвященная художнице Любови Поповой

Тэги: москва, еврейский музей, роснефть, выставка, любовь попова, русский авангард


москва, еврейский музей, роснефть, выставка, любовь попова, русский авангард В семи залах зрители могут увидеть более 280 живописных и графических произведений. Фото © Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности в Москве открылась экспозиция «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» – первая в столице за 35 лет персональная выставка, посвященная одной из самых ярких и известных представительниц русского авангарда. В семи залах зрители могут увидеть более 280 живописных и графических произведений художницы, ее учителей и современников, эскизы тканей, сценографические работы, биографические документы и фотографии, многие из которых ранее не демонстрировались. В подготовке проекта приняло участие более двух десятков музеев. Выставка проходит при поддержке компании «Роснефть».

Сильнее Пикассо

Любовь Попову относят к «амазонкам русского авангарда» – так представительниц этого направления в живописи метко назвал поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Эти художницы демонстрировали новаторские художественные подходы, наравне с мужчинами спорили об искусстве и разрабатывали собственные направления.

Любовь Попова активно участвовала в движении авангардистов, увлекалась супрематизмом, вдохновлялась кубизмом и конструктивизмом, создала собственный уникальный стиль и свое новое направление – живописную архитектонику. Она была не только живописцем, но и графиком, сценографом, дизайнером. Обменивалась идеями со знаменитыми художниками, такими как Казимир Малевич (была членом основанного им художественного общества «Супремус») и Александр Веснин (с ним вместе работала во ВХУТЕМАС – Высших художественно-технических мастерских). Рано умерла, всего в 35, но оставила яркий след в искусстве, прикоснуться к которому смогут посетители выставки.

Экспозиция разделена на семь залов, в которых представлены произведения живописи и графики самой Любови Поповой, ее учителей, единомышленников, современников – Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье и др. Например, на выставке можно увидеть рядом настоящую скрипку Николо Амати, «Скрипку» Пикассо и «Скрипку» Поповой – и убедиться, что картина русской художницы, как считают эксперты, будет посильнее работы Пикассо.

Путями русского авангарда

В экспозиции представлены произведения всех этапов и направлений творческого пути Любови Поповой. Например, зарисовки, сделанные во время путешествий по Российской империи, Италии и Франции. Любовь Попова несколько лет жила в Ялте, перед революцией регулярно посещала Европу: училась в Париже у знаменитых кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье, путешествовала по Италии, где брала частные уроки живописи. На выставке можно увидеть кубофутуристические работы Поповой, супрематические эксперименты, произведения цикла «Живописная архитектоника» – ее собственный вариант беспредметной живописи. А также конструктивистские работы серии «Пространственно-силовые построения», которыми завершается творческий путь Любови Поповой в живописи.

«Символично, что именно под крышей Бахметьевского гаража, памятника конструктивизма, мы представили выставку художницы, которая прошла путь очень короткий в жизненном отношении, но очень большой с точки зрения художественной формы: он начался с вещей условно натуралистических и закончился конструктивизмом, – обратил внимание куратор выставки Андрей Сарабьянов. – Творчество Любови Поповой – уникальное явление: оно прошло все стадии, которые прошел вместе с ним русский авангард. Этот путь, это художественное движение были положены в основу архитектурного решения выставки».

С начала 1920-х художница участвовала в оформлении театральных постановок. На выставке можно увидеть, в частности, ее первые работы для сцены – эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Сотрудничество Поповой со Всеволодом Мейерхольдом привело к настоящей революции в сценографии. Для легендарного спектакля «Великодушный рогоносец» она разработала первую конструктивистскую сценическую установку, которой посвящен специальный мультимедийный проект в одном из залов. Театральное действо шло в зрительном зале, занавес и кулисы отсутствовали, декорации заменяла специальная машина. Конструктивистские новации вызвали неоднозначную реакцию публики, но впоследствии были признаны классикой и шедевром. В театральном разделе также можно увидеть последнюю работу художницы в театре в виде эскизов к спектаклю «Земля дыбом».

Искусство дизайна

Много времени Попова уделяла преподавательской и теоретической деятельности. Вместе с Александром Весниным, Александром Родченко и Антоном Лавинским она разрабатывала проект и учебную программу своего факультета во ВХУТЕМАС, несколько лет преподавала. Параллельно она работала в секции монументального искусства в Институте художественной культуры (ИНХУК) под руководством Василия Кандинского.

Кроме того, в 1920-е художница, очарованная пересечением искусства, дизайна и технологий и стремившаяся интегрировать эти элементы в своей работе, обращается к промышленному дизайну. Попова вместе с подругой, еще одной «амазонкой русского авангарда», художницей Варварой Степановой по объявлению устроились на Первую ситценабивную фабрику в Москве. «Новое индустриальное производство, в котором должно принять участие художественное творчество, будет коренным образом отличаться от прежнего эстетического подхода к вещи тем, что главное внимание будет направлено не на украшение вещи художественными приемами (прикладничество), а на введение художественного момента организации вещи в принцип создания самой утилитарной вещи», – провозглашала Попова.

В этот период она создала более 100 эскизов и принтов для платьев. «Дни и ночи просиживала она над рисунками ситцев, старалась сочетать требования экономии, законы внешнего оформления и таинственный вкус тульской крестьянки», – вспоминал Осип Брик. Работа в текстильном дизайне – последний и наиболее плодотворный период творчества Поповой, которому посвящен отдельный зал на выставке.

Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой и профессиональной деятельностью художницы, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию Любови Поповой. Посетители могут увидеть фотографии и биографические документы, многие из которых показаны впервые.

Создание экспозиции

Соорганизатором выставочного проекта выступила Государственная Третьяковская галерея, предоставившая из своих фондов более 100 предметов, включая живопись, графику, архивные документы и рукописи. Всего в проекте приняло участие более 20 музеев, в том числе Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей и др., а также частные собрания и фонды.

Большой вклад в сохранение наследия Любови Поповой внес крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, называвший ее Любочкой (отсюда и название выставки). Коллекция Костаки в Музее современного искусства в Салониках, хранящая около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, предоставила цифровые копии для экспозиции и каталога. Кстати, в каталог помимо выставочных экспонатов вошли и многочисленные дополнительные материалы, часть которых публикуется впервые, а также тексты ведущих историков искусства.

«Кураторы специальным образом располагали картины, чтобы наглядно воссоздать художественные рифмы эпохи, – рассказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, раввин Александр Борода. – Творчество Любови Поповой не только органично вписывается в художественную концепцию музея, но и созвучно ему идейно. Она наполняла свои абстрактные работы легкостью, женственностью, воздушностью, тем самым меняя представление о самом искусстве авангарда. Ее сценографические опыты открыли новую главу в развитии театра и способствовали обогащению его художественных приемов, в том числе сделав шаг на пути к такому явлению, как иммерсивность. Выставка представляет интерес не только для широкой аудитории, но и для искусствоведов: многие материалы собраны нашими кураторами и музейными работниками в процессе работы над экспозицией».

Выставка продлится до 27 февраля 2025 года и завершится международной научной конференцией, посвященной Любови Поповой и ее современникам. Поддержку проекту оказывает «Роснефть». Для компании выставка стала еще одним вкладом в российскую культурную жизнь и возрождение духовных и национальных ценностей страны. «Роснефть», в частности, участвует в поддержке Хора Сретенского монастыря, Государственного Эрмитажа, проекта «Белый пароход» и др. 


Читайте также


Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Реставрация павильонов ВДНХ выходит на финишную прямую

Василий Матвеев

Единственная деревянная скульптурная композиция выставочного комплекса вернулась на историческое место

0
3833
 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
3161
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
5292
Не мое, но интересно и убедительно

Не мое, но интересно и убедительно

Сергей Шулаков

Выставка «Борис Рыжий. Последний классик» на Страстном бульваре

0
362

Другие новости