0
4553
Газета Культура Интернет-версия

29.10.2024 16:34:00

Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Об истории, наследии и знаковых мероприятиях Музея петербургского авангарда

Тэги: Музей петербургского авангарда, узей, санктпетербург, радинович


001-t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой музея 
В историческом районе Санкт-Петербурга – Аптекарский остров Петроградской стороны – на тихой улице Профессора Попова, дом 10, располагается Музей петербургского авангарда, он же – Дом Михаила Матюшина. Дом художника, музыканта, одного из лидеров русского авангарда на протяжении нескольких десятилетий был одним из центров культурной жизни Петербурга–Петрограда–Ленинграда, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. Сегодня благодаря активной деятельности и бережному отношению к наследию сотрудников Музея можно прикоснуться к истории и прогуляться по комнатам и коридорчикам, где когда-то творили Елена Гуро, сам Матюшин, частыми гостями бывали Павел Филонов, Казимир Малевич, Максим Горький, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Музей живет и дышит творчеством своих прежних обитателей: на двух этажах расположились выставки, посвященные великим художникам, их картины, плакаты, брошюры, манифесты, предметы быта, личные вещи, а на заднем дворе – настоящее чудо – летний сад, с расписанными скамейками, шиповниками, и почти ожившими персонажами «Победы над солнцем». В этом уютном дворике Музей тоже проводит свои мероприятия, и, думается нам, они запоминаются по-особенному.

31 октября в Музее петербургского авангарда (Дом Матюшина) состоится открытие обновленной экспозиции «Авангард в 1920-1930-е годы», а также презентация клавира первой футуристической оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина, впервые изданного в полноценной научной редакции музыковеда Сергея Уварова.

В преддверии важного события для культуры Санкт-Петербурга мы поговорили с директором Музея петербургского авангарда Ириной Николаевной РАДИНОВИЧ об истории Дома Матюшина, о знаковых мероприятиях и о наследии, хранящемся в этих стенах, побеседовала Анна САМОЙЛЕНКО.

– Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, про новую экспозицию музея.

– В четверг состоится открытие экспозиции «Авангард в 1920-1930-е годы», посвящённой трем школам русского авангарда во главе с Михаилом Матюшиным, Павлом Филоновым и Казимиром Малевичем. В русском авангарде выделяют школы, основанные на лидерстве одного художника, вокруг которого собирались ученики и последователи. К числу главных относятся школы Филонова, Матюшина и Малевича. Все трое художников разработали не только методики, но и теоретические системы, в которых сформулировали определенную философию искусства. Экспозиция основана на предметах из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга с привлечением материалов партнеров (Рукописный отдел Института русской литературы Российской академии наук, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный музей В.В. Маяковского, Культурный и издательский проект «Энциклопедия русского авангарда»).

Мы надеемся, что обновленная экспозиция позволит более эффективно взаимодействовать с аудиторией, а новые экспозиционные решения обеспечат легкость восприятия музейных экспонатов.

В рамках открытия выставки пройдет лекция-концерт, посвященная первой научной редакции-реконструкции оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». Составитель и редактор книги, исследователь творчества композитора Сергей Уваров расскажет об истории легендарного спектакля и продемонстрирует новейшие архивные находки, позволившие воссоздать ранее неизвестные эпизоды произведения. Гости презентации услышат фрагменты оперы в живом исполнении солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Артема Мелихова и пианистки Людмилы Коноваловой.

004-t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой музея
– Насколько нам известно, история самого дома, где располагается сейчас Музей, началась еще в 1840-е. Расскажите, пожалуйста, что изначально было в этих стенах и как спустя почти 200 лет удалось сохранить культурный памятник в «действующем» состоянии?

– История здания, в котором с 2006 года находится Музей петербургского авангарда, насчитывает уже более полутора веков. Точная дата постройки дома неизвестна, время его строительства относят к середине XIX века. Первоначально дом был одноэтажным, с мезонином, участок принадлежал купцу Ивану Балашову. В 1880 он перешел во владение потомственного почетного гражданина Николая Ивановича Алонкина, а с 1888— его наследнику Сергею Николаевичу Алонкину. В 1891 участок со всеми постройками был куплен известным петербургским литератором и публицистом Владимиром Осиповичем Михневичем. В 1894 инженер Евгений Петрович Вейнберг перестроил дом – мезонин был заменен полноценным вторым этажом.

После смерти Михневича в 1899, по его завещанию две трети участка на Аптекарском острове передавались во владение Литературному фонду, который оказывал материальную помощь литераторам, ученым и членам их семей, с целью устройства общежития для литераторов-инвалидов. Дома на участке Литературного фонда сдавались внаем частным лицам за невысокую плату, и эти доходы шли на содержание Дома писателей.

В октябре 1912 в трехкомнатной квартире на втором этаже поселились художник и музыкант Михаил Васильевич Матюшин и его жена Елена Генриховна Гуро, художник и поэт. Это событие стало знаковым в истории дома. На несколько десятилетий он стал центром притяжения для художников и поэтов, ищущих новые пути в искусстве. В эти годы частыми гостями квартиры Матюшина и Гуро были Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Василий Каменский, братья Давид, Николай и Владимир Бурлюки. Здесь, в мастерской создавались новаторские живописные произведения, звучали заумные стихи и четвертитоновая музыка, готовились футуристические спектакли «Победа над солнцем» и «Владимир Маяковский».

После смерти Матюшина в 1934 в квартире осталась его вдова Ольга Константиновна. В конце августа 1942 в квартире Матюшиной поселились писатели Оперативной группы Политуправления Балтийского флота Всеволод Витальевич Вишневский, Александр Александрович Крон и Всеволод Борисович Азаров. «Писательская коммуна» обосновалась здесь для работы над опереттой «Раскинулось море широко».

После войны дом оставался жилым. Здесь продолжала жить и работать потерявшая зрение Ольга Константиновна Матюшина, однако незадолго до смерти она переехала в пансионат для ветеранов партии.

В июне 1977 здание было передано Государственному музею истории Ленинграда для создания музейной экспозиции, посвященной истории советской литературы блокадного времени.

Летом 1979 дом был окончательно расселен и передан на баланс Музея истории Ленинграда. В 1980 был разработан проект реставрации дома, однако до 1987 реставрационные работы в доме не проводились. К этому моменту состояние здания ухудшилось настолько, что его сохранение не представлялось возможным, и требовалась почти полная замена конструкций. 28 июня 1990 произошел пожар, в результате которого огонь практически уничтожил сруб.

И только в 1993 возобновились работы по восстановлению дома. В 1999 был подтвержден статус дома как объекта культурного наследия регионального значения.

К 2003 общестроительные работы были завершены. 20 декабря 2006 Музей открыл свои двери для посетителей.

002-t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой музея
– Что сейчас числится среди выставочных экспонатов? Какие выставки можно посетить сегодня?

– В настоящее время на обоих этажах дома расположена музейная экспозиция, в том числе и на территории квартиры Матюшина и Гуро. Залы первого этажа посвящены истории здания, его жильцам и гостям, здесь также проводятся временные выставки как предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, так и произведений из частных коллекций и других музеев. Помещения гостиной используются как выставочное пространство и место для проведения лекций, детских занятий и других мероприятий. На втором этаже находится воссозданная по фотографиям мастерская Михаила Матюшина и комната Елены Гуро, расположенная в помещении бывшей кухни. Здесь представлены их личные вещи и предметы интерьера, корневые скульптуры, живописные и графические произведения. Последние залы знакомят с общественной деятельностью авангардистов, их литературным и музыкальным творчеством, театральными постановками, с работами представителей различных направлений авангардного искусства (участников общества «Союз молодежи», учеников Матюшина, Малевича и Филонова).

В саду проводятся музейные мероприятия.

В настоящее время в музее экспонируются две выставки. Первая – «Рисовать как летописец» – приурочена к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда и посвящена особенностям профессии художника в период Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены живопись, графика, художественные принадлежности, предметы быта, мебель, одежда и скульптура из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. На примере произведений художников, творчество которых принадлежит к традициям русского авангарда, освещается феномен поиска творческого вдохновения в условиях военного времени. Несмотря на голод, холод, бомбежки и артобстрелы, художники не прекращали работать, придавая жителям осажденного города уверенности в победе. Искусство служило таким же оружием, как и боевое снаряжение на фронте. Художественную часть выставки составили одиннадцать произведений одиннадцати авторов – Алевтины Мордвиновой, Александра Русакова, Александра Никольского, Алексея Пахомова, Бориса Ермолаева, Всеволода Сулимо-Самуйлло, Вячеслава Пакулина, Василия Калужнина, Евгении Магарил и Павла Кондратьева.

На основе дневниковых записей, воспоминаний и писем художников-авангардистов разработан аудиогид по выставке, представляющий собой одну общую историю.

Вторая выставка – «Формы авангарда» – представляет фотоработы студентов кафедры Цифровых и аддитивных технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, обратившихся к языку конструктивизма и фотоавангарда первой половины XX века, творчеству Александра Родченко, Эля Лисицкого и других.

– Ирина Николаевна, Вы сказали, что в Музее также проводятся временные выставки художественных произведениях из других музеев. Что из последнего Вы можете назвать?

– В 2023 состоялась выставка «Мастера петербургского авангарда. Владимир Стерлигов и Татьяна Глебова» из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Краеведческого музея города Ломоносова. Выставочный проект был реализован при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Коллекция произведений Владимира Стерлигова (ученика Казимира Малевича) и Татьяны Глебовой (ученицы Павла Филонова) в Краеведческом музее города Ломоносова образовалась в результате дара наследников художников. Работы были созданы в 1948-1950 и связаны с восстановлением дворцов Ораниенбаума. Это собрание практически неизвестно исследователям и публике.

003-t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой музея
– В Вашем Музее можно послушать лекции, отправиться на пешеходную экскурсию, на мой взгляд, это уникально для небольшого музея.

– Да, мы стараемся не ограничиваться только выставками и реализуем разные форматы. Например, в сентябре-октябре этого года в музее состоялся очень интересный цикл лекций «Искусство русского авангарда». Лекторами выступили Дмитрий Козлов – кандидат искусствоведения, историк архитектуры, научный сотрудник Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге и Антон Шевердяев – кандидат социологических наук, историк искусства, сотрудник Государственного Русского музея. На лекциях шла речь о творчестве знаменитых деятелей русского авангарда: художниках Казимире Малевиче, Владимире Татлине, Лазаре Лисицком и архитекторе Александре Никольском.

Что касается пешеходных экскурсий, то они проводятся с мая по октябрь. Мы предлагаем гостям музея цикл «Прогулки по Аптекарскому острову». На пешеходной экскурсии «Революционеры от искусства. Художественная жизнь Литераторского квартала» можно узнать об истории участка домика на Песочной, как революционеры связаны с Литераторским кварталом; каким образом изменился облик Аптекарского острова после Октябрьской революции; как на одной улочке уживаются модерн и конструктивизм и где находится тайная оранжерея Петроградской стороны. Экскурсия «Научная и политическая жизнь Аптекарского острова» знакомит с выдающимися представителями отечественной инженерно-технической мысли, связанными с Аптекарским островом и их открытиями, а также политической жизнью города в начале ХХ века.

– Проходит ли в Музее что-то для детей?

– Да, конечно! Музей предлагает различные форматы мероприятий для детей разного возраста.

Например, у нас есть серия мастер-классов, на которых происходит знакомство детей с творчеством авангардистов: «Корни и кристаллы Михаила Матюшина», «Кто такие футуристы и зачем они себя раскрашивали», «Природа в произведениях Елены Гуро и её друзей-поэтов», «Футуристическая книга как арт-объект». На этих мастер-классах дети создают с помощью цветной бумаги собственную версию «Автопортрета-кристалла», придумывают Владимиру Маяковскому яркий футуристический образ, изготавливают собственную книжную закладку из цветов и трав.

Для детей среднего и старшего школьного возраста мы проводим музейное занятие «Мечты будетлян», знакомящее их с футуризмом. Занятие включает в себя экскурсию по экспозиции и дискуссию в гостиной, где участники могут попробовать себя в роли поэтов-футуристов.

Для детей старше 8 лет мы предлагаем Арт-медиацию «Как звучат картины». Арт-медиация – это особый формат знакомства с экспозицией, направленный на активное включение детей в процесс интерпретации и анализа произведений искусства, при этом используются дополнительные средства эмоционального воздействия, такие как звуки и запахи.

– Не могу не спросить еще про одну деятельность Музея – перфомансы и спектакли. Недавно на Вашей площадке состоялся показ «Где-то тут. Здесь.» по мотивам пьесы немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь», подготовленный студентами мастерской Семена Ефимовича Фридлянда (кафедра Искусств Санкт-Петербургского государственного университета). Как часто проходят подобные мероприятия?

– Ежегодно в музейном саду проводятся мероприятия в рамках фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой». В фестивале принимают участие профессиональные артисты, студенты и инклюзивные творческие коллективы. Главные задачи фестиваля – осмысление и актуализация наследия пластического театра, трансляция традиционных художественных и моральных ценностей средствами современного сценического искусства. Соединение пластики и слова во многом было вдохновлено художниками Русского авангарда, поэтому часть мероприятий фестиваля проводится у нас – в Музее петербургского авангарда.

Этой весной в рамках Акции «Ночь музеев – 2024» Театр Lusores представил Трагедию «Владимир Маяковский» (Монодрама). Выступление было приурочено к 111-летию со дня первого исполнения трагедии «Владимир Маяковский» её автором. Тогда же прозвучала легендарная опера «Победа над солнцем». Если для традиционной поэзии юбилеем было бы 100 или 110 лет, то для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата. Не круглая, а скорее треугольная. Материалов к спектаклю практически не сохранилось, но осталось главное – текст, который ожил благодаря актёрам театра, имеющим огромный опыт авангардных постановок.

– Что в Музее планируется на будущее?

– Главной задачей, которая стоит перед сотрудниками музея является обновление постоянной экспозиции. В этом году откроется обновленный зал «Авангард в 1920-1930-е годы».

В 2025 планируется проведение научной конференции «Авангард вне столиц». Конференция посвящена вопросам изучения коллекций авангардного искусства в музеях России и организации проектов, выставок и экспозиций, репрезентирующих и переосмысляющих авангард в наши дни. К участию в конференции приглашаются искусствоведы, культурологи, музеологи, научные сотрудники музеев, архивов, библиотек, специалисты в области русского авангарда.

Впереди и общегородские проекты и фестивали: «Ночь музеев», «Форум малых музеев», «День Дома» и др. Мы будем рады принимать в музее участников фестиваля «Детские дни» и игры-путешествия «Большая Регата».

Планируются временные выставки из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частных коллекций.

– Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, про новую экспозицию музея.

– В четверг состоится открытие экспозиции «Авангард в 1920-1930-е годы», посвящённой трем школам русского авангарда во главе с Михаилом Матюшиным, Павлом Филоновым и Казимиром Малевичем. В русском авангарде выделяют школы, основанные на лидерстве одного художника, вокруг которого собирались ученики и последователи. К числу главных относятся школы Филонова, Матюшина и Малевича. Все трое художников разработали не только методики, но и теоретические системы, в которых сформулировали определенную философию искусства. Экспозиция основана на предметах из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга с привлечением материалов партнеров (Рукописный отдел Института русской литературы Российской академии наук, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный музей В.В. Маяковского, Культурный и издательский проект «Энциклопедия русского авангарда»).

Мы надеемся, что обновленная экспозиция позволит более эффективно взаимодействовать с аудиторией, а новые экспозиционные решения обеспечат легкость восприятия музейных экспонатов.

В рамках открытия выставки пройдет лекция-концерт, посвященная первой научной редакции-реконструкции оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». Составитель и редактор книги, исследователь творчества композитора Сергей Уваров расскажет об истории легендарного спектакля и продемонстрирует новейшие архивные находки, позволившие воссоздать ранее неизвестные эпизоды произведения. Гости презентации услышат фрагменты оперы в живом исполнении солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Артема Мелихова и пианистки Людмилы Коноваловой.


Читайте также


Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
4948
 ВЫСТАВКА "Дом Пигита"

ВЫСТАВКА "Дом Пигита"

0
1330
Амазонка Любочка

Амазонка Любочка

Василий Матвеев

В Москве при поддержке "Роснефти" проходит выставка, посвященная художнице Любови Поповой

0
4926
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
13007

Другие новости