Константин Райкин проведет праздничную творческую встречу. Фото Александра Иванишина предоставлено пресс-службой театра
Свой 85-й день рождения театр-именинник отмечает в пути, в дороге. Юбилейная программа «Сатирикона» «Мосты через время» состоится в двух родных для театра городах. Спектакль «Четыре тирана» сыграют в день рождения театра, 24 октября, в Москве. Сразу после этого театр отправится на гастроли в Санкт-Петербург, где в начале ноября будут представлены «Государь-стендап» и «Елизавета Бам», а также пройдет творческая встреча с Константином Райкиным под названием «Сатирикон в дороге».
«Сатирикон» был основан в 1939 году, когда в Ленинграде при участии молодого Аркадия Райкина был открыт Театр эстрады и миниатюр. Сегодня коллектив носит его имя, а день рождения отмечается в день рождения Аркадия Исааковича. В 1980-е театр переехал в Москву, где начался его новый этап уже под руководством Константина Райкина. Несмотря на внушительную историю, «Сатирикон» не рифмуется с монументальностью. Это организм живой, неутомимый, взрывной, безудержный, чья легенда связана с громкими взлетами его знаковых спектаклей, которые запомнились и вошли в учебники сценического мастерства как новации и прорывы: «Его величество театр», «Мир дому твоему», «Служанки», «Контрабас», «Ричард III», «Чайка».
«Сатирикон» – всегда «молодой человек». Даже если ему сегодня 85, его внутренний возраст, жажда работы, градус страсти к театральному делу не связаны с цифрами. Такова официальная художественная установка: театр – дело молодых. Репетиция обязана начинаться утром ровно в 10, на сцене должна пульсировать свежая энергия, рождаться мощная атака в зал: «Очень напористое, мускулистое, но с большой любовью к зрителю действо», – как любит повторять Константин Райкин. Сегодня сказали бы, театр должен уметь прокачивать. Но и разговаривать со зрителем в тех уважительных и добрых традициях, которые заложил еще в прошлом Аркадий Райкин, возглавлявший коллектив почти полвека.
В названии «Сатирикон» главная буква – конечно, «Р»: Аркадий Райкин, чья всесоюзная слава и зрительская любовь до сих пор не имеют сравнений. И его преемник, сын Константин Райкин, который возглавил коллектив после ухода из жизни Аркадия Исааковича. Не изменяя традиции, он повел театр по новому пути: от миниатюры к разножанровому драматическому репертуару. В «Сатириконе» поставили спектакли многие крупные мастера, среди которых Роман Виктюк, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Петр Фоменко, сам Райкин. «Р» точно почувствовал и выразил режиссер Юрий Бутусов, в 2022 году так назвав свой спектакль по мотивам гоголевского «Ревизора» и зашифровав заглавное имя «Сатирикона» как один из его смыслов.
Кстати, многие думают, что название «Сатирикон», появившееся у театра в 1987 году с одобрения Аркадия Райкина, имеет отношение исключительно к миру сатиры и юмора и программирует только на веселые комедийные постановки. Это не совсем так, хотя Мольер, Гольдони, Островский – в обойме любимых авторов театра. Заряженность на осмысление мира через сатирическое, знаменитые капустники и так называемые сборные вечера – важная составляющая художественной линии. Но каждый спектакль в «Сатириконе» всегда ориентирован на понимающего юмор умного зрителя. В основе репертуара театра сегодня высокая драматургия, она дает основание для мощных переживаний и смыслов. В юбилейный год в «Сатирикон» пришло даже такое беспрецедентное произведение, редкое для театральной сцены, как «Фауст» Гете.
В художественной тенденции театра – ставка на молодую режиссуру. Константин Райкин не боится рискнуть и отдать большую сцену молодому постановщику, если чувствует в нем выучку и близкую эстетику, его живо интересует все новое и современное. Десять лет назад начинающий режиссер Егор Перегудов – а сейчас худрук Театра Маяковского – выпустил здесь свою магистральную работу «Человек из ресторана», а затем «Дон Жуана», собрав в команду титульных артистов: Константина Райкина, Дениса Суханова, Тимофея Трибунцева, Агриппину Стеклову, Григория Сиятвинду, Владимира Большова.
Пожалуй, вплотную «Сатирикон» начал взаимодействовать с молодыми режиссерами и новой драмой с 2019 года, когда в репертуаре появился стильный «Мой папа – Питер Пэн» Нади Кубайлат. Вслед за ней целый ряд работ представили выпускники гитисовских курсов Сергея Женовача. Они быстро сделались в театре своими, свободно проходя личный путь внутреннего поиска. В театр пришли Гоша Мнацаканов с его метамодернистской «Елизаветой Бам» по Хармсу, Александр Локтионов с лирической «Дамой с собачкой» по Чехову и прорывным, хулиганским спектаклем «Государь-стендап» по текстам Макиавелли и Платона, сегодня он бьет рекорды популярности.
Режиссеры с удовольствием приходят в «Сатирикон» не только как в театр-дом со здоровой демократичной атмосферой, но и потому, что сегодня здесь собрана одна из самых сильных московских трупп, костяк которой – ученики Константина Райкина разных лет. В прошлом из Школы-студии МХАТ (Артем Осипов, Алексей Бардуков, Марина Дровосекова, Алена Разживина, Сергей Сотников), в последнее десятилетие – из Высшей школы сценических искусств (ВШСИ). Актер «Сатирикона» долго воспитывается, много работает в ансамбле, потому здесь не происходит падения мастерства. Приходя в труппу, актеры сразу играют большие и главные роли, работают на одной сцене с мастерами. В их числе уже и среднее поколение театра: Марьяна Спивак, Антон Кузнецов, Полина Райкина, Елизавета Мартинес Карденас. В спектакле «Сирано де Бержерак», который сейчас репетирует Константин Райкин (премьера запланирована на март 2025 года), заглавную роль сыграют молодые, но уже имеющие по 10–12 репертуарных названий актеры Даниил Пугаев и Ярослав Медведев. В другой постановке – «Грозе» по Островскому – образ Катерины замечательно воплощает юная Мария Золотухина.
Худрук подробно и внимательно передает опыт. В «Сатириконе», по сути, длится практическое обучение молодых актеров. Личный актерский мастер-класс Константина Райкина нагляднее всего воплощен в его поэтическом моноспектакле «Своим голосом». Здесь он демонстрирует хай-лайн драматической игры. Спектакль идет в стремительном темпе. Он соткан из любимых стихотворных произведений Райкина и выглядит словно переливающаяся многожанровая музыкальная поэма. Отчасти пьеса «Сирано де Бержерак», которую худрук сегодня начал «разминать» с молодыми артистами, изначально взята в работу «от текста». Райкину хочется передать артистам мастерство исполнения стихотворной драмы и поэзии, такое редкое сегодня.
При огромном творческом багаже «Сатирикон» сегодня – театр без дома, труппа на колесах. Свои художественные достижения уже десятый сезон коллектив реализует, не имея здания. В этом смысле у «вечно молодого» «Сатирикона» снова все впереди.