0
4795
Газета Культура Печатная версия

22.10.2024 18:50:00

Современность развернули в прошлый век

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

Тэги: третьяковская галерея, отдел новейших течений, современное искусство, выставки


третьяковская галерея, отдел новейших течений, современное искусство, выставки В новом здании нашлось место передвижникам, но не современности. Фото агентства «Москва»

Руководство Третьяковской галереи  (ГТГ) упразднило Отдел новейших течений, но с нехитрым реверансом – взамен него создан Отдел искусства второй половины XX–XXI веков. Возглавит его Наталия Александрова, прежде руководившая Отделом живописи второй половины XX века. Не то чтобы новость стала неожиданной – после фактической ликвидации еще в 2016-м Государственного центра современного искусства по схеме слияния сперва с РОСИЗО такому уже не очень удивляешься.

Официальный комментарий ГТГ появился в социальных сетях уже после того, как историк искусства, куратор Андрей Ерофеев выступил с открытым «Письмом протеста». Ерофеев создал в 1989–2002 годах коллекцию современного искусства в Царицыне, перешедшую в 2002-м вместе с ним в Третьяковку, где он возглавил новорожденный Отдел новейших течений, а пришедшись не ко двору, в 2008-м был уволен. Объявление о «плановом изменении структуры» запланировано в самом музее на 22 октября.

Новый директор ГТГ Елена Проничева много чем отличается от предыдущих руководителей. Среди «много чего» – нежелание общаться с прессой. На пресс-показах ее не увидеть, нынешний комментарий журналисты читали в соцсетях, а не в рассылке пресс-службы. Лаконичный текст появился в телеграм-канале 19 октября, заняв место между рассуждениями о том, что есть коричневый (цвет в искусстве), и постом о «Христе в пустыне» Крамского.

Официальный ответ прост: «Третьяковская галерея безусловно продолжит заниматься современным искусством как в выставочной практике, так и в сфере комплектования фондов», «заинтересована в продвижении и популяризации», «находится в поисках новых импульсов для культурного обмена», запустила резиденцию в самарском филиале. Суть неочевидна, ведь никакой конкретики нет. Логично предположить, что ерофеевское открытое письмо со всеми его четкими опасениями руководство музея прочло. Он, в частности, пишет, что «многие сотни полученных в дар произведений еще находится в процессе оформления. Ликвидация отдела сорвет этот процесс». Ответа нет.

Факты говорят о другом. То, что Отдел новейших течений делал даже не в последние годы (хотя одна из лучших выставок последних лет в России, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», была создана при непосредственном участии упраздняемой структурной единицы), а в этом году, Третьяковке, при новом руководителе заметно сдавшей позиции, помогало. В начале года Отдел новейших течений, его тогдашний руководитель Ирина Горлова сначала представили выставку-посвящение Александру Константинову, следом, с галереей pop/off/art, – Юрию Злотникову. Крамолу в этих абстрактных вещах усмотреть даже при огромном желании затруднительно, зато здание Новой Третьяковки зиму и весну в выставочном плане держалось на этих проектах. С другой стороны, конечно, в Лаврушинском переулке весной в рамках перекрестных годов культуры с Китаем показали «Тибет» китайского современного автора, однообразного реалиста Хань Юйчэня, а в Новой Третьяковке летом открыли «Русский монастырь на границе с небом», сделанный Михаилом Розановым и Эдуардом Бояковым… Две эти линии друг другу явно противоположны. Руководство сделало выбор. А прежде сделало его, упразднив кинопрограммы Максима Павлова.

Заняв директорское кресло, Проничева в интервью The Art Newspaper Russia обозначила, что «современное искусство не является основным в деятельности Третьяковской галереи: мы не «музей современного искусства» и делать выставки только вокруг него не совсем правильно. Через какое-то время это может поменяться, но на сегодняшний день я не вижу в этом основной задачи Третьяковской галереи». Это вполне соотносится с нынешней практикой, но не со словами от 19 октября о намерениях эту часть художественной жизни в музее поддерживать. С другой стороны, есть более четкие формулировки гендиректора ныне авторитетной официальной организации «РОСИЗО» Ольги Галактионовой. Выступая летом на круглом столе «Популяризация современного искусства сегодня: стратегия и проблемы», та сообщила, что «акционизм и перформансы несколько снизили доверие к современному искусству, но это не значит, что его больше нет. Люди, которые занимаются сегодня настоящим, а не самоназванным, современным искусством, – это подвижники, они каким-то образом сохранили свое направление и не дали умереть развитию искусства в принципе».

Ближайшее событие в ГТГ – открытие в конце октября «Передвижников», первой в новом корпусе на Кадашевской набережной выставки и, согласно анонсу, «центрального выставочного проекта» 2024-го. «Троицу» увезли, новейшие течения упраздняют, зато передвижники, как Ленин, всегда живы, всегда с тобой. Козырь из прошлого на все времена. 


Читайте также


Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
2797
На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

Галина Грачева

История столичных экспозиций позволяет по-новому взглянуть на развитие мегаполиса в XX веке

0
7283
Мимо «Троицы»

Мимо «Троицы»

Андрей Мельников

Очередь в Сергиевой лавре и русская старина на улице Карла Маркса

0
16744
Никто не терпит писателей

Никто не терпит писателей

Максим Валюх

Стихи про особую осторожность и уточек, которые интереснее выставок

0
4192

Другие новости