0
170
Газета Культура Печатная версия

13.10.2024 19:22:00

"Мизантроп" обернулся филантропом

Спектакль по пьесе Мольера поставили в Перми

Тэги: театр, пермь, премьера, мизантроп, елизавета бондарь, рецензия


театр, пермь, премьера, мизантроп, елизавета бондарь, рецензия Миссию Альцеста берет на себя Селимена. Фото Виктории Усцовой предоставлено пресс-службой театра

В пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Мизантроп». Актуальность пьесы Мольера в буквальном смысле пронесена командой постановщиков через века. В трех из пяти актов время действия маркировано: оно начинается на излете СССР, перемещается в лихие 90-е, оттуда – в техногенное будущее. Впрочем, форма здесь не в полной мере отражает содержание: оно скорее между строк.

Режиссер Елизавета Бондарь определяет жанр спектакля как «комбо» – в том смысле, что фрагменты драмы (второе и четвертое действия) здесь перемежаются квазиоперными. Стоит отметить, что музыка композитора Николая Попова здесь не сопровождает драму, а, напротив, определяет смысл – в целом спектакль построен по принципам музыкальной драматургии. Пьеса Мольера пересочинена драматургом Александром Плотниковым, и этот остроумный, ироничный текст внезапно – моментами узнавания реалий сегодняшнего дня – хватает слушателя за живое. То и дело возникают опасные вещи: яд, «срок за рифму», традиционные ценности и т.д., вплоть до узнавания в героях конкретных людей. Вдруг понимаешь, что это все – о нас и о лучших из нас.

Отсюда понятно желание авторов спектакля намеренно отстраниться от сегодняшнего дня – отсюда и музыка, в иных фрагментах имитирующая комическую оперу времен Мольера, и путешествие по разным временам, и мультимедийные интермедии, нарочно снижающие пафос высказывания. В интермедиях микшируются фразы, словно вырезанные из обсуждения пьесы за столом (узнается, в частности, голос худрука театра Бориса Мильграма): не глупец ли герой? Что, в сущности, дает его преданность правде?

Место действия – не Франция. Из черного полотна декорации словно вырвали длинную полоску по диагонали (там встроена лестница), сквозь рваную дыру просвечивает красное знамя с головой Ильича (сценограф и художник по костюмам – Анвар Гумаров). Сверху спускается Альцест, ни дать ни взять – советский нонконформист в светлом плаще и спортивной шапочке. Внизу – его друг Филинт, видимо, по долгу службы одетый в серое. Очевидно, сотрудник спецслужб, из человеческих побуждений и из последних сил прикрывающий выкрутасы Альцеста. Партии обоих не слишком развиваются мелодически, а скорее зацикливают исходные интонации, развитие, скорее в ансамбле, особенно хороши острые подголоски гобоя. Марат Мударисов играет скорее отстраненного философа, которому очевидны людские пороки, но со своей болевой точкой – любовью к Селимене. Степан Сопко, несмотря на принадлежность к «органам», – благородного рыцаря, настоящего друга.

Оронт – оппонент Альцеста показан как фигура комическая: автор примитивных сонетов, посвященных главной женщине в жизни настоящего советского мужчины – Партии, «разговаривает» языком популярного в СССР танго «Аргентина», сам же сонет положен на музыку песни из «Неуловимых мстителей». Владимир Котляревский, мимикой и голосом напоминающий Виктора Сухорукова, подчеркивает нелепую браваду своего героя.

Второй акт рисует «груды золота» в виде кучи мишуры на полу и потолке: действие происходит в казино «Golden Palas», самому известному заведению Москвы. Филинт сменил серый плащ на малиновый пиджак, леди – в зеленых лосинах и супермини, преобразился соответственно времени и статусу Оронт. Но – не Альцест, его я, его преданность себе, своим нравственным установкам, выражена и через костюм.

Третий акт рисует метафорическое пространство: туманный темный лес с перевернутыми кряжистыми деревьями. Очевидно, для Альцеста – это точка невозврата, словно его жизнь перевернулась с ног на голову (или, если следовать логике костюма – наоборот, жизнь и мысли остальных повернулись на 180 градусов). Четвертый – будущее, где Селимена разъезжает на гидроскутере, Филинт во избежание прослушки обсуждает дела под коробом, обшитым изнутри металлом (шапочка из фольги). А суд над Альцестом вершит бесчеловечная ИИ-система «Железный Феликс-2».

Наконец, пятый акт: по лестнице Альцест проходит сквозь облака. Правдоруб и обличитель, в благоразумности поступков которого зритель мог бы усомниться, Альцест проявляется как романтический и трагический герой. Герой, у которого есть идеалы, и идеалы эти прямо противоположны его определению в заголовке. Он живет не только лишь презрением к лицемерному обществу, не принципом «правда ради правды», но идеей сделать этот несовершенный, погрязший во тьме мир лучше. Герой, обреченный на гибель. «Меня останавливают на всех постах, потому что я инородное тело… Я уезжаю в глушь, в безмолвие. Я проиграл все суды. Борьба проиграна».

Всякая ирония в пятом акте снимается. Кокетка Селимена (яркая роль Анны Огорельцевой, раскрывающей разные грани своей героини), в спектакле показанная довольно ядовитой особой, способной не только видеть суть людей, но и сказать им об этом в лицо, отказывается пойти в изгнание вслед за возлюбленным. Так – в тексте. Но контрапунктом звучит пронзительная тема прощания, и Селимена, наглухо застегнув на себе тот самый светлый плащ, остается. Остается, чтобы продолжить миссию мужа. 

Пермь–Москва


Читайте также


На этой земле не кончается зима

На этой земле не кончается зима

Наталия Григорьева

В конкурсе фестиваля "Маяк" показали фильмы про крепостных крестьян, родительское горе и коллективную память

0
2845
Тюремные мечты Дон Кихота

Тюремные мечты Дон Кихота

Владимир Дудин

Премьера мюзикла "Человек Ламанчский" состоялась в Самаре

0
3161
Алексей Бородин вернул на сцену малоизвестную пьесу Серебряного века

Алексей Бородин вернул на сцену малоизвестную пьесу Серебряного века

Елизавета Авдошина

Несколько дней из жизни усадьбы

0
2921
К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

Наталия Григорьева

Первый день фестиваля открыли фильмы, снятые женщинами-режиссерами – дебютантками, с большим будущим

0
3295

Другие новости