0
5340
Газета Культура Печатная версия

06.10.2024 18:34:00

Максим Севриновский играет лишнего человека

На Симоновской сцене Театра Вахтангова состоялась премьера "Утиной охоты"

Тэги: театр вахтангова, премьера, утиная охота, аскар галимов, рецензия


театр вахтангова, премьера, утиная охота, аскар галимов, рецензия Спектакль стал личным размышлением режиссера о судьбе своей семьи. Фото Валерия Мясникова со страницы театра им. Евгения Вахтангова в «ВКонтакте»

Театр Вахтангова открыл сезон камерной премьерой на Симоновской сцене. «Утиную охоту» Александра Вампилова, одну из самых трудных и загадочных советских пьес, взял для постановки режиссер-дебютант Аскар Галимов – выпускник ГИТИСа (из последней совместной мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Не оправдать ожиданий режиссер не мог: таким цельным выглядела его дипломная работа, что вопрос был только в трактовке, которую режиссер предложит. И спектакль действительно получился необычным: такой «Утиной охоты» еще не видели.

Самую первую работу Аскара Галимова еще можно (и стоит!) увидеть (см. «НГ» от 05.06.23). Большая удача, что курс не распался и продолжает играть свой хит уже на взрослой, а не студенческой площадке. Созданная независимая труппа «Ой театр» выступает в Новом Манеже. «Поле» по пьесе Олега Богаева уже тогда наметило черты режиссерского стиля, которые теперь в «Утиной охоте» Вахтанговского театра проступили еще более явно. Это в первую очередь умение работать не на внешние эффекты, а идти вглубь – разбираться в человеческих отношениях и психологии персонажей, а значит, создавать их глубокие, не однобокие образы. Редкое качество начинающих режиссеров. А еще в стиле явное сочетание мягкого юмора и романтического взгляда на мир, что сглаживают неразрешимость конфликтов и тяжесть тем (такой, к примеру, как осмысление смерти).

В то же время романтическое двоемирие режиссер способен развернуть даже там, где пьеса предполагает бытовой реализм. Пьеса, построенная на чередовании настоящего и прошлого Зилова, подтолкнула режиссера к развитию «закадровых» тем именно в пространстве романтических фантазий. В воспоминаниях Зилова оживают родители, тогда как в пьесе лишь обозначаются натянутые отношения героя с его отцом, который сначала присылает предсмертное письмо сыну, на которое Зилов не отвечает, а когда отец умирает, Зилов собирается, но так и не едет на похороны. Собственно, Аскар Галимов сразу в программке признается, что ставил спектакль как личное размышление над судьбой своей семьи, своих родителей. И в этом смысле постановка, безусловно, получается очень личной. Это чувствуется по ее вдвойне неравнодушной и теплой сквозной интонации. Ведь на первый план (новаторски, но и предельно романтически) выходит история любви Зилова и его жены, которые по пьесе болезненно расстаются, но в трактовке режиссера им словно дарована вечная любовь, не знающая препятствий. В финале, разошедшись в жизни, они встречаются то ли в воспоминаниях, то ли в снах, то ли в вымышленном будущем, чтобы снова и снова возвращаться к первым совместным минутам, тогда еще не замутненным серостью жизни.

Именно этот парадокс, наверное, и исследует режиссер. Его Зилов бежит не от нелюбви. Тем страннее, что разрушает он жизнь, располагающую принятием. Но он бежит от правды, любви и чистоты в своем бессмысленном марафоне (как Бузыкин из фильма Данелии) в неизвестном направлении, обрастая ложью и равнодушием, как невидимой броней. Зилова играет Максим Севриновский – один из самых сильных актеров своего поколения, в последнее время сыгравший свои лучшие роли: «Генерал и его семья» Театра Вахтангова, «Ревизор» театра «Около». Его Зилов – обаятельный подлец. Таких обожают женщины. Он влюбляет в себя, но никогда не сгорает сам, оставаясь хладнокровным игроком. Шутник, душа компании, балагур, а дальше – как у Чехова – «от нечего делать погубил» те чувства, которые были в его руках, ввязываясь в интрижки походя, от скуки. Оживляя в памяти видение своего отца (Андрей Зарецкий) и матери (Наталья Масич), Зилов в спектакле, наверное, понимает, что тогда давно и порвалось что-то внутри, когда он прервал связь с родом, и, как следствие, его душа словно онемела, перестала чувствовать.

Зилов солирует: герои много танцуют под хиты 1970-х (эстрадная музыка «спорит» с фольклорным пением – «саундтреком» флешбэков Зилова), и именно Зилов, вроде не самый видный, но такой органичный парень, солирует в компании друзей и сослуживцев, задает танцем ритм. Но спектакль по-настоящему ансамблевый. Режиссеру удалось раскрыть актеров, которым редко достаются крупные роли. Тихий свет излучает любящая жена Зилова (Полина Чернышова), Данила Гнидо прекрасно существует в том самом романтическом двоемирии – реалистичном и театрально-игровом. То он верный официант в таверне, где вечно заседает Зилов, и с кем он все собирается, но так и не едет на утиную охоту; а вот уже с повязанным красным бантом пластичный обладатель кошачьих лап, зашедший на новоселье.

Почти вся комедийная линия ложится на плечи Евгения Косырева – артиста с большим профессиональным багажом, наконец, здесь он смог раскрыться во всю силу. Вместе с режиссером он придумывает своему не самому приятному персонажу Кушаку (шеф Зилова в малопонятной конторе, где пребывание на рабочем месте главный герой считает бессмысленным занятием). Косырев играет Кушака очаровательным недотепой, ушлый Зилов учит его ухлестывать за дамами, из чего, конечно, так ничего и не получается при всех стараниях – подчиненные над ним открыто смеются. Косырев создает комизм своего героя на сочетании природной корпулентности и при этом точной пластической выразительности, вызывая смех в зале одним поворотом головы или эдакой позой. По типажу артист стал напоминать Вячеслава Невинного, и, думается, впереди будет еще немало ролей.

Как случается перевертыш в композиции – в прологе мы сначала видим ложный финал, сцену, где Зилов лежит обездвиженно, как будто все-таки приняв необратимое решение уйти из жизни, – так случается и неожиданная «подмена» восприятия в сценографии (Екатерина Горшкова). Темный кирпичный фундамент таверны или лофта, где работает этот Зилов наших дней, обрамляется под конец церковными фресками. Выхваченные светом, до того скрытые в темноте фрески преображают и осеняют пространство. Впервые за долгое время «Утиная охота» оставляет не мрачное впечатление беспросветного застоя, а послевкусие лирической комедии, хоть и с нотками драматизма. Комедии, наполненной неуемной фантазией режиссера, – ее хватило почти на четыре часа сценического действия. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
2854
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6816
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3162
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5350

Другие новости