0
5141
Газета Культура Печатная версия

03.10.2024 17:59:00

Второй за сезон премьерой "Шостакович Опера Балет" стал раритетный "Сон в летнюю ночь"

Оперу Бенджамина Бриттена показали сразу после "Сказок Гофмана" Оффенбаха

Тэги: самарский театр, премьеры, рецензия


самарский театр, премьеры, рецензия Режиссер представила шекспировский сюжет в сказочных тонах. Фото предоставлено пресс-службой театра

Самарский академический театр оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича («Шостакович Опера Балет») начал 94-й сезон очень круто: две сложнейшие премьеры подряд, а впереди – ответственные гастроли в Москве. На фестиваль «Видеть музыку» театр привезет аж три спектакля: нашумевшую постановку «Мастера и Маргариты» Слонимского (ее уже с триумфом показали в Северной столице), детскую оперу Сергея Баневича «Как заяц страх победил» и балетную классику – «Раймонду». У себя же дома, отыграв премьеру великой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», театр замахнулся на настоящий эксклюзив – светлую сказку Бенджамина Бриттена по одному из самых известных сочинений Шекспира.

Хотя эта опера была поставлена в СССР всего через пять лет после мировой премьеры в Олдборо (Большой театр СССР, 1965 год), сказать, что ее у нас особо жаловали, было бы большим преувеличением. Опера оказалась слишком новой для отечественных меломанов середины прошлого века, как, впрочем, и весь музыкальный язык Бриттена – хотя и не экстремально сложный для восприятия, но все же весьма далекий от классических канонов XIX века, которые до сих пор привлекают интерес публики гораздо больше, чем оперы современников. В постсоветские годы ко «Сну» обращались в Мариинке (в 2011-м, спектакль и сегодня идет в Концертном зале театра) и в МАМТе (2012 год, скандальная копродукция с Английской национальной оперой, давно сошедшая со сцены) – и это, пожалуй, всё. Поэтому «замах» самарского театра на репертуар, который и в столицах-то приживается с трудом, как минимум вызывает уважение – стремлением просвещать публику и ходить нетореными тропами.

Воплотить оперу Бриттена пригласили известного московского режиссера Аллу Чепиногу – выбор более чем удачный: она немало работала именно с репертуаром для детей (а опера Бриттена все же сказка, да и театр ориентирует спектакль прежде всего на подрастающее поколение), особенно в Мариинском театре. А кроме того, у Чепиноги в отношении этого направления в музыкальном театре есть концептуальная установка: «Кто лучше понимает, что интереснее ребенку? Женщина! Так вот все это я и делаю сознательно и с любовью, а про политику пусть ставят мужчины. Работа над спектаклями для детей важна своей образовательной миссией. И, конечно, самое ценное для меня, что в спектаклях для детей я могу обойтись без погружения в порок».

Режиссер ожидаемо предложила светлый, добрый спектакль, наполненный чудесами, фантазией, игрой, невероятной, поистине сказочной красотой. Не сказать, что в нем совсем не нашлось места актуализации – например, квартет молодых людей (Елена – Софья Коляда, Гермия – Екатерина Поздняк, Деметрий – Роман Николаев и Лизандр – Ярослав Кожевников), запутавшихся в романтических отношениях, одет по современной молодежной моде и с головой выдает себя поведенческими моделями дня сегодняшнего. Ничего «афинского» (а по сюжету четверка блуждает в лесах вокруг античного полиса) или ренессансного (времен Шекспира) в их пластике, жестах, мимике нет и подавно. Но это нисколько не противоречит строю оперы ни в смысловом, ни в музыкальном плане – ведь сказка Шекспира по сути вневременна, а музыка Бриттена, при всех аллюзиях на Перселла, плоть и кровь музыкального языка ХХ века. Обобщенно универсальны (напоминают великосветских героев времен Бриттена) и августейшая пара Тезей–Ипполита (маститые Андрей Антонов и Наталья Фризе), во владениях которых течет реальная, не сказочная жизнь героев «Сна». Из нашего времени – и секстет работяг (Шпулька – Степан Волков, Пень – Георгий Шагалов, Свисток – Никита Шаров, Тихоня – Артем Камалитдинов, Рыло – Франсуа Модеме, Заморыш – Иван Пилюшкин), забористо разыгрывающих перед афинским герцогом Тезеем площадной театр – овидиевских «Пирама и Фисбу».

Однако актуализация – как яркая краска, но не как стремление переиначить пьесу. Главенствует же в спектакле стихия волшебного леса, где белоснежные эльфы и феи кружат (в буквальном смысле – поскольку спектакль напоен хореографией и акробатикой) вокруг величественного царя Оберона (Андрей Частухин), перемещающегося на котурнах, и его утонченной и слегка капризной супруги Титании (Мария Курьянова), вокруг гигантских ветвистых деревьев, тоже белых и исписанных вдоль и поперек шекспировскими строчками (по-английски, в то время как весь спектакль идет по-русски в классическом переводе Джемала Далгата). Мерцают светлячки, порхают мотыльки и совы, скачет единорог, и волшебный белесый пар расстилается по сцене, рождая ощущение ирреальной красоты. Веселый Пак (Искандар Абельгузин) лихо ходит колесом, прыгает на батутах и летает на лонжах из кулисы в кулису – вместе с ним многочисленные акробатические трюки выполняют привлеченные в постановку учащиеся образовательного центра «Южный город». А пластическое пиршество обеспечивают юные воспитанники Самарского хореографического училища (балетмейстер-постановщик Павел Самохвалов).

Для достижения музыкального совершенства усилен и детский хор театра (хормейстер Светлана Ерастова) ребятами Центральной детской хоровой школы – совместными усилиями они достигают филигранной точности в выпевании сложной ритмики и мелодики прихотливой бриттеновской партитуры. Столь же точен и камерный оркестр театра под управлением Алишера Бабаева – причудливый звуковой мир Бриттена предстает полным изящества и завораживающей красоты. Не подкачали и солисты, проникнувшиеся замысловатым бриттеновским интонированием и достигшие высокой ансамблевой спаянности, а на эксклюзивную контратеноровую партию Оберона пригласили певца из Тольятти (Частухин) и, кажется, открыли настоящий самородок. 

Самара–Москва


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
2589
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
6436
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
3013
"Бременские музыканты" с изнанки

"Бременские музыканты" с изнанки

Марина Гайкович

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

0
5204

Другие новости