0
5595
Газета Культура Печатная версия

01.10.2024 19:23:00

Концерт ко дню рождения Шостаковича прошел в Московской филармонии

Госоркестр Татарстана исполнил Восьмую симфонию и Второй виолончельный концерт

Тэги: московская филармония, концерт, дмитрий шостакович, госоркестр татарстана


московская филармония, концерт, дмитрий шостакович, госоркестр татарстана Оркестр открыл свой персональный филармонический абонемент. Фото предоставлено пресс-службой МГАФ

Московская филармония традиционно дает концерт в день рождения Дмитрия Шостаковича. Чести выступать в этот день удостаиваются лучшие коллективы. Нередко – Госоркестр Татарстана под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского.

Выбор коллектива неслучаен: у оркестра и филармонии давние и крепкие отношения, не менее давние и крепкие – у коллектива и маэстро с музыкой Шостаковича. Один из первых масштабных проектов обновленного Сладковским оркестра стала запись всех симфоний и инструментальных концертов композитора. Этому предшествовала колоссальная работа, когда оркестр буквально болел Шостаковичем, выучив и исполнив массив партитур в течение сжатого (для погружения в такое количество музыки) времени.

С момента записи прошло восемь лет, время, за которое оркестра прошел огромный путь, приобрел опыт, который открывает и музыкантам, и дирижеру абсолютную свободу, возможность, не думая о технических сложностях, размышлять о важном.

Время – очевидно – диктует выбор музыки. Второй виолончельный концерт и Восьмая симфония прозвучали в этот вечер. Написанный для Мстислава Ростроповича, в расчете на его способность к эмоциональности, выразительности в игре, Второй концерт был создан в 1966-м и исполнен на вечере к 60-летию композитора. Скрытое содержание его музыки музыковеды пытались найти долгое время. Одна из самых распространенных версий (Александра Ивашкина) – на смерть Анны Ахматовой. Но есть и другая, весьма любопытная – Марины Рыцаревой, которая считает, что музыка концерта отражает разочарование интеллигенции в оттепели, продиктованное общественными процессами, в первую очередь процессом над Андреем Синявским и Юрием Даниэлем, закончившимся сроком за антисоветскую пропаганду. Один из немногих случаев в отечественной истории, когда художников судили за их творчество и наказание было жестоким. Знаменитая в свое время одесская песня «Бублики», которая в лирическом варианте открывает вторую часть и звучит в катастрофической кульминации третьей, рифмуется (через местный бандитский фольклор) с псевдонимом Абрам Терц, под которым публиковался Синявский. Так или иначе, Второй концерт – по поиску формы, по способу существования солиста и оркестра, по самой декламационной манере в партии виолончели, где скрыта и боль, и пафос верности идеалам, несгибаемости, – сочинение глубоко личное. И это передали оркестр и солист Александр Князев, пройдя вместе путь от драмы к освобождению, к переходу в вечность.

Восьмая симфония возвращает слушателя на 20 с лишним лет назад, в 1943 год. После грандиозной «Ленинградской» появляется партитура не менее мощная, но – слишком философская, для того чтобы в годы войны стать орудием пропаганды. Итог: снятие партитуры с Госпремии, а затем – негласно – из репертуара. Камнем преткновения стал финал, очевидно, показавшийся цензорам слишком легкомысленным. Он же – и предмет интереса для интерпретаторов. Что стоит за простым мотивом у фагота, неброским, даже игривым? Вспоминается месседж Владимира Юровского, который на примере последней части (для первой темы он использовал текст «мы за мир») размышлял о том, что самые добрые намерения, попадая в массы, рискуют обернуться вселенским злом. Артем Варгафтик – он вел концерт – исходит из позиции, что противостоять злу можно, только открыто посмотрев ему в глаза. И Александр Сладковский с этой концепцией оказался солидарен. Драматическая первая часть и два скерцо – нагнетание и концентрация ужаса, с дьявольской точностью переданные оркестром, – замирают в трагической пассакалии. Но все же некий импульс (тот самый начальный мотив финала) пробивается к жизни, находит выход за пределы скорби – к свету.


Читайте также


 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
1355
 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
2972
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6264
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
4316

Другие новости