Александр Рудин солировал в пьесе Капле, уступив место за пультом Федору Безносикову. Фото Ирины Шымчак предоставлено пресс-службой РНО
После четырехлетнего перерыва фестиваль Российского национального оркестра (РНО) вернулся в концертную жизнь по традиции в начале сезона. Все три концерта прошли на сцене Московской филармонии при полном аншлаге, что не может не радовать, если учесть, насколько специфической вышла программа. Худрук РНО Александр Рудин выбрал сложные по музыкальному языку и восприятию, известные только узким специалистам сочинения, которые в России звучали пару раз, и пригласил для их исполнения лучших солистов и хоровых коллективов.
Старт фестиваля вышел не просто грандиозным, а, не побоимся этого слова, историческим: в Зале Чайковского прозвучало знаковое для музыки XX века произведение, оратория Шенберга «Песни Гурре», объединившая около 300 музыкантов под «крылом» Филиппа Чижевского. Второй концерт РНО посвятил 150-летию великого контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого, представив ключевые опусы из его репертуара и его знаменитый контрабасовый Концерт. Закрытие фестиваля прошло с французским флером – изысканным, но адресованным, пожалуй, лишь знатокам. Лидер европейского авангарда Оливье Мессиан оказался в одном списке с классиком французской музыки Клодом Дебюсси и его современником Андре Капле.
Открыл вечер «Гимн о святом таинстве» – одно из ранних оркестровых сочинений Мессиана, посвященное причастию. Будучи глубоко религиозным человеком, композитор изобразил борьбу верующего с грехами и радость от их очищения: о последнем характерно гласила экзальтированная мелодическая формула, повторяемая несколько раз. Александр Рудин, назвавший музыку Мессиана «наполненной сверкающим католицизмом», с присущим ему доскональным вниманием к содержимому партитуры заставил оркестр героически пробираться через сложные фактурные и тембровые «леса». Следом Рудин уступил дирижерский пульт своему молодому коллеге Федору Безносикову, а сам исполнил соло в российской премьере «Богоявления» Капле, продолжившей религиозную тематику концерта. Музыкальная фреска (авторское обозначение жанра), рассказывающая об истории путешествия волхвов к Иисусу, напоминала причудливый винегрет из Дебюсси, Сен-Санса, отчасти Хиндемита. Построенное по типу трехчастного концерта, «Богоявление» далось публике с мучением, что нельзя было сказать об РНО и маэстро, превратившими музыку второго ряда в образец высококлассного исполнения.
Центром программы было «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси – репертуарная редкость, впервые прозвучавшая у нас 20 лет назад благодаря Геннадию Рождественскому. А на премьере ей дирижировал уже упомянутый Капле, который в целом помогал Дебюсси в работе над музыкой к мистерии драматурга Габриэле д`Аннунцио. Этот монументальный опус создавался для труппы танцовщицы Иды Рубинштейн – она же и блистала в образе Святого Себастьяна, что вызвало небывалый скандал (спектакль окрестили еретическим). «Мученичество» часто играют в сокращенном виде, как четырехчастную оркестровую сюиту с подзаголовком «Симфонические фрагменты», однако Александр Рудин решил исполнить его целиком, таким образом проверив слушателей на стойкость. К Российскому национальному оркестру присоединились Хоровая капелла имени Юрлова, выступавшие как комментаторы в пассионах солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова, чей голос взывал к парящей в небесах душе Себастьяна, и актриса Сати Спивакова, с нужным пафосом декламировавшая текст д`Аннунцио. Насыщенное философскими размышлениями экстатическое действо, напоминавшее ораторию и оперу одновременно, погружало то в умиротворенное состояние, то в драматизм. Оркестр оказался увлекательным проводником, пригласив публику в царство колоритных тембров, позднеромантической «пряной» гармонии и «терпких» аккордов, хоральных и импровизационных тем – в мир таинственных сил природы и снов, о которых писал Дебюсси.