Константин Богомолов анонсировал не объединение, а творческую конкуренцию двух своих театров. Фото агентства «Москва»
Константин Богомолов, ранее назначенный на должность художественного руководителя в Театр Романа Виктюка, презентовал новый фирменный стиль московского театра и его планы на ближайший сезон. Напомним, что режиссер будет совмещать эту должность с первой: уже пять лет он возглавляет Театр на Бронной. Театр на Стромынке уберет имя Виктюка в архив, труппы при юридической автономии будут пересекаться в творческой работе, а менеджерская команда будет одна на оба театра.
Новый логотип (в виде трех лучей) Театра Романа Виктюка, расположенный в бывшем ДК им. Русакова на Стромынке, повторяет архитектуру зрительного зала этой сцены. Здание построено классиком архитектуры авангарда Константином Мельниковым. Именно на это и делает ставку в новой концепции Богомолов, переименовывая Театр Романа Виктюка в Театр-сцену «Мельников». Конечно, один режиссер не мог оставить вывеску с именем другого. Но все-таки есть в этом исторический парадокс: потесненное в позднесоветское время имя конструктивиста Мельникова теперь выходит на первый план, а имя театрального авангардиста эпохи перестройки Виктюка, наоборот, намеренно уводят в тень. Детали его биографии сегодня становятся попросту «неблагонадежными» для магистральной повестки.
«Имя Романа Григорьевича Виктюка, большого мастера, связано с очень яркой, определенной стилистикой, в которой именно он был, есть и, наверное, останется главным художником. В связи с этим, безусловно, поддерживать его память мы будем, но зритель не должен быть обманут, придя в театр даже не имени, а просто «Романа Виктюка», на спектакли, которые уже никакого отношения к стилистике этого режиссера не будут иметь. Я считаю так правильно», – сказал новый худрук.
Здание на Стромынке очень любил Роман Григорьевич: он называл его «Домом Света» из-за необычной архитектуры с множеством окон во все стены дома-шестеренки. Оно замечательно подходило под принципы его театра, в котором главное внимание уделялось литературе и поэзии русского авангарда и Серебряного века. Здание передали труппе Виктюка еще в конце 1990-х, но реконструкция затянулась на долгие-долгие годы. И только в год 80-летнего юбилея Виктюк полноценно ступил на свою сцену. Четыре года спустя легендарный режиссер ушел из жизни.
Все это, безусловно, красиво и выгодно внешне (опора на уникальную архитектуру здания театра) и не слишком изящно морально (ретуширование памяти Виктюка). Хотя никто не сомневается в том, что Константин Богомолов способен привести труппу на Стромынке к успеху. Не секрет, что после смерти своего лидера труппа жила на хитах и давно остановилась в своем развитии. Попытка ее «расшевелить» назначением нового главного режиссера была прервана на старте – Денис Азаров вынужден был покинуть театр в 2022 году, не проработав и двух сезонов. Дальше театр управлялся худсоветом. Теперь же труппе предстоит полная перезагрузка: чистка репертуара (это уже во многом сделано, и в принципе сделано грамотно); пересмотр актерского состава; комплексное, а не точечное приглашение новых режиссеров на постановки. С логотипом запущен новый сайт театра, на котором, к счастью, предполагается архивный раздел с информацией о Виктюке, но также есть и «ненавязчивая» реклама Театра на Бронной, который здесь тоже именуется «Сценой на Бронной», как будто намекая на единство учреждения, как бы много ни говорилось об автономии двух театров.
«На сайте останется раздел Театра Романа Виктюка, где аккуратно будут поддерживаться «картинки», информация и видео о спектаклях и памяти Романа Григорьевича. В конце октября мы сыграем спектакль «Отравленная туника» в его честь – вечер памяти. И до конца календарного года откроем памятную доску – должно быть качественно, художественно, профессионально и с душой. Спектакли Романа Григорьевича, те, которые остаются в репертуаре, мы старательно будем поддерживать. Какие-то спектакли, естественно, ушли: мы попрощались со спектаклем «Служанки». Но этот спектакль продолжит свое существование, видимо, на других сценах, поскольку нашлись продюсеры, и им переданы все права», – рассказал на презентации Богомолов, в том числе о визитной карточке труппы.
В новом векторе репертуара Богомолов, судя по всему, может сохранить устоявшуюся нишу театра, укрепленную в культуре начала ХХ века. Режиссер уже приступил к репетициям «Заговора чувств» по Олеше, ожидаемо выбрав для участия в постановке самых сильных ведущих артистов труппы Виктюка – Дмитрия Бозина, Екатерину Карпушину, Олега Исаева.
Далее в планах в основном советские произведения: «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову, «Дети солнца» по Горькому, «А зори здесь тихие» по Васильеву. Из классической драматургии заявлены «Сирано де Бержерак» (поставит сам Богомолов) и «Отелло». Ожидается детская постановка «Чиполлино» и фольклорная – по сказкам Бажова. Ставка сделана и на музыкальные постановки, так как сцена на Стромынке располагает качественной акустикой. Выйдут премьеры мюзикла «Свинарка и пастух» и оперетта «Летучая мышь». «Артисты прекрасно подготовлены с точки зрения музыкальной и пластической – грех не использовать их возможности в работе», – прокомментировал Богомолов, добавив, что «артисты потрясающе благодаря Роману Григорьевичу работают со стихотворной драматургией».
Из режиссеров заявлены как дебютанты, примечательно, что это будут ученики режиссера Андрея Могучего из Петербурга, что должно добавить разнообразия в московскую театральную афишу, так и те, кто уже заявил о себе – Айдар Заббаров и Кирилл Вытоптов. Кроме того, по итогам Лаборатории молодой режиссуры в сезоне состоится еще четыре дебютные премьеры. Какие – станет известно позже, так как конкурс на проект еще не завершен.
«У Театра Романа Виктюка был свой определенный зритель. Влюбленный в его эстетику. И театр осуществлял свою жизнь только в рамках этой эстетики. Но абсолютным ее пиком был собственно Роман Григорьевич. С его уходом эта эстетика не может поддерживаться на том же уровне напряжения и художественности. Это неизбежно, – высказался Богомолов. – Поэтому пространство будет меняться. Будет вырабатываться новая эстетика – и психологический театр, и хороший развлекательный, будет театр условный, поэтический и трагедийный театр. Как в эстетике Романа Григорьевича, в которой была высокая доля трагедийной, предельной формы существования на сцене. Мы будем выращивать и репертуар, и художественный язык, прислушиваясь к себе, аудитории, пространству, и через год-два-три можно будет сказать, что у театра появилось свое лицо».
Напоследок режиссер опроверг мнение об объединении театров, подчеркнув, что «у него нет никакого желания превращать Театр-сцену «Мельников» в филиал Театра на Бронной». «Наоборот, я считаю крайне важным, чтобы эти два театра, несмотря на единство менеджерской команды, оказывались в конкуренции, и я очень надеюсь, что со временем Театр-сцена «Мельников» будет «отъедать» аудиторию у Театра на Бронной», – уверенно заявил Константин Богомолов.