«Солнечный удар» пронизан чувствами. Фото со страницы Новосибирского музыкального театра в «ВКонтакте»
В Новосибирском музыкальном театре завершился Пятый всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега». В течение недели зрителям показали самые необычные спектакли последних лет, в том числе и собственную постановку театра.
Название «Другие берега» не случайно: идея, возникшая у директора Музыкального театра Леонида Кипниса в начале 2000-х, заключалась в том, чтобы показать зрителю не просто лучшие образцы жанра, но сам жанр музыкального спектакля в его развитии. Тогда – а первый фестиваль прошел в 2004 году – это в большей степени относилось к новым партитурам, к попытке определить место русского мюзикла в отечественном театральном контексте. Сегодня – так же и к новым постановочным решениям, поскольку музыкальный театр уже не укладывается в рамки мюзикла, это явление оказалось довольно гибким, способным приспосабливаться под новинки в области стилей и форм. Не упуская и классику – бродвейские форматы. И еще одна отличительная черта этого форума – открытая география: не только столичные проекты, но и находки театров из регионов.
Так, свой первый юбилей фестиваль начал с кульминации – спектакля-блокбастера Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии «Петр I». Мировая премьера российско-американского проекта, посвященного личности (масштабной, но противоречивой) первого российского императора, прошла два года назад. Это редкий случай в отечественной практике, когда музыка была заказана звезде Бродвея – композитору Фрэнку Уайлдхорну, а автором либретто стал российский драматург Константин Рубинский. Огромная труппа, масштабные декорации, оригинальные спецэффекты – для продюсера привезти все это в Сибирь сродни подвигу, который, впрочем, окупается реакцией зрителей. Другая историческая драма – спектакль Екатеринбургского театра музыкальной комедии «Декабристы» – замыкала фестиваль.
Другая находка фестиваля – гастроли компании Creative lab Stairway со спектаклем «Человек, который смеется». Впервые мюзикл Тима Филипса и Марка Тейтлера был показан в 2016 году в Бристоле, вторая постановка прошла в лондонском Вест-Энде, российская адаптация – третья. В силу разных обстоятельств спектакль играется крайне редко (следующие его показы запланированы на март 2025 года), но все атрибуты успешного шоу ему сопутствуют: в первую очередь подготовленная публика – так, в зале встречаешь молодых людей в костюмах или с макияжем в стиле спектакля. Авторы, предпослав спектаклю подзаголовок «мюзикл в жанре черной комедии», периодически оттеняют драматический пафос романа Гюго шутками на злобу дня. Но интрига не может не волновать: жестокость, месть, поиски правды, страдание и сострадание, уродство и внутренняя красота, любовь – сюжет словно создан для музыкального воплощения. Спектакль режиссера Руслана Герасименко сценографически прост: кибитка театра Урсуса и ее модификации, несколько декораций на штанкетах, но главное – свет, который управляет настроением, атмосферой. Холодный туманный Лондон, холод в душе Шута и королевской семьи, беспросветная печаль Урсуса и Гринпейна, пустое наслаждение Джозианны и робкие надежды Деи. Теплоту, человечность рождают разве что куклы: маленький мальчик, разлученный с матерью, и волк, привязанный с младых лет к юной девушке.
Другой спектакль по классике – напротив, светлый и нравоучительный, приехал на фестиваль из Московского театра кукол им. Образцова. «Рождественская история» по Диккенсу с музыкой Андрея Рубцова по замыслу режиссера Алексея Франдетти синтезирует жанр мюзикла с кукольным спектаклем. Эта идея и для столицы была свежей и моментально стала тиражироваться: в прошлом сезоне вышла в Большом – также в постановке Франдетти, а в наступившем сезоне появится еще и балет в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. И хотя можно дискутировать о том, что, объединяя пение, движение и куклы, спектакль теряет во всех трех составляющих – и пение не идеальное, и спектакль довольно статичный, и сами куклы не такие изобретательные, какие сегодня диктует индустрия, все же спектакль принимается (по крайней мере новосибирской публикой) с восторгом.
Второй раз приезжает на «Другие берега» «Рэп-театр», экспериментирующий с эстетикой, стилем – как следует из названия, артисты работают в музыкальном театре через язык рэпа, причем опираются на классику. Два года назад эта команда показала спектакль «Преступление и наказание», в этот раз привезла свою последнюю премьеру – еще один мюзикл по Достоевскому «Идиот». А новые способы работы с формой представил Московский театр мюзикла в спектакле «Реверс», балансирующем на грани драматического театра и театра физических действий. Драма человеческого выбора здесь показывается средствами пластики, акробатики, спортивных трюков.
Наконец, Новосибирский музыкальный театр представил в рамках фестиваля свою последнюю премьеру – мюзикл Ульяны Стратонитской «Солнечный удар». Сюжеты прозы Бунина драматург Нонна Кротова переработала в детективную мелодраму, которая разворачивается в переломное для России время: в кульминационной сцене спектакля раздается звон «колокола революции» (колокол визуализирован и в сценографии Елены Вершининой). По сюжету молодая девушка Елена Сокольская (звезда театра Анна Ставская), выполняющая поручения комиссара Сергеева, должна выкрасть документы у белого офицера Алексея Азарова (лауреат «Золотой маски» Александр Крюков), путешествующего на корабле по Волге. За ее плечами – гибель родителей в Кровавое воскресенье, увлеченность и разочарование в идеях нового времени, шантаж комиссара, у него – крушение идеалов, опасность, война… Обоих поглотит внезапное чувство, которое может стоить обоим жизни. Но спектакль оставляет надежду, что герои успеют на поезд, который оставит позади политические интриги и откроет путь к счастью. Хотя, памятуя о том времени, сохранить его будет не так просто.
Новосибирск – Москва