0
5463
Газета Культура Печатная версия

24.09.2024 18:21:00

В Студии театрального искусства сыграли премьеру по последней пьесе Чехова

Под занавес жизни

Тэги: сти, спектакль, вишневый сад, сергей женовач


сти, спектакль, вишневый сад, сергей женовач Лопахин разбивает землю на дачные участки. Фото с сайта www.sti.ru

Занавес, такой торжественный, тяжелый, пурпурного цвета с позолоченной бахромой, как будто позаимствованный у Малого театра, открывает старик Фирс. Так в Студии театрального искусства (СТИ) начинается спектакль, поставленный режиссером Сергеем Женовачом по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад».

Значимость премьеры в одном из лучших театров Москвы заключена не в оригинальности трактовки знаменитого сюжета о продаже имения Раневской, хотя можно было бы смело утверждать и это. Продают не имение – продают театр вместе с труппой. Есть покупатель на театр из своих: Лопахин (Иван Янковский) претендует в труппе на первые роли, на те же самые, впрочем, рассчитывает и Петя Трофимов (Александр Медведев). Два полемиста пекутся не о будущем России, а об актерском распределении. Кто будет стоять в центре мизансцены! Говорят, что антрепренеры, вышедшие из актерской среды в дельцы, оказывались самыми жестокими эксплуататорами своих товарищей. Лопахин Владимира Высоцкого в спектакле Анатолия Эфроса был влюблен в Раневскую Аллы Демидовой, оставившей ненадолго богемный Париж. У Женовача Лопахин влюблен, но только в себя одного.

После продажи имения перед отъездом Раневская просит Ермолая Алексеевича еще немного времени, чтобы навсегда попрощаться с родными стенами. Лопахин разрешает, но в спектакле СТИ в этой сцене он достает часы. Кажется, еще чуть-чуть – и будет брать за аренду посекундно.

Раневская (Ольга Калашникова) здесь премьерша. Сказать, что актриса выполняет пункт контракта – имеется свой гардероб, – не сказать ничего. Багажа из Парижа, который рабочие заносят из зала на сцену, много-много: кофры, шляпные коробки, снова массивные кофры. Пустая сцена мигом заполняется дорожным скарбом, который, впрочем, претерпит сценографические метаморфозы. Ближе к финалу, когда вся труппа осознает, что театра не стало, использует кофры для импровизированного амфитеатра, чтобы в последний раз взглянуть в зрительный зал. Художник спектакля – верный соратник режиссера Александр Боровский.

Хоть Раневская и актриса, но эту Любовь Андреевну ничего не сближает с чеховской Аркадиной из «Чайки». Она эльф, который что-то щебечет, не осознавая, как поступит в следующее мгновение. Не способна удержать ничего и никого. Да, она выговаривает Пете, мол, с бородой бы надо что-то делать, и любовницу бы завести, но без женского ожесточения. Говорит при всех, и Петя не в первый раз это слышит и безразличен к обидной публичности.

Гаева (Алексей Вертков), вероятно, держат на роль благородных отцов. Леонид не рамолик, любящий леденцы: статный, аккуратно одетый, хоть сейчас на подмостки или служащим в банк. Да и в жизни ведет себя согласно своему амплуа: заботится о сестре как умеет. И до конца неясно, то ли и вправду заботится или играет роль в быту. Его страсть к красноречию в спектакле сокращена: текст о глубокоуважаемом шкафе вымаран. Труппа знает все эти старомодные монологи и умоляет замолчать. Амплуа сошло со сцены вместе со словами.

Дуняшу (Варвара Насонова), Епиходова (Глеб Пускепалис), Яшу (Вячеслав Евлантьев) держат в этой труппе на бессловесные роли, и, как водится, каждый хочет потянуть одеяло на себя: субретка Дуняша мечтает о главной роли в мелодраме, простак Епиходов жаждет сценических эффектов. Если ж он купил сапоги, то весь мир должен слышать, как таковые скрипят. Яша всегда при премьерше, а также и там, где задарма разливают шампанское. Эти водевильные персонажи ведут за кулисами свою мелкую жизнь: подсматривают, подглядывают.

Между Варей (Дарья Куреева) и Лопахиным нет никакого «сюжета». Кто-то когда-то пошутил: «Мадам Лопахина», и прилепилось. Такой Лопахин не может думать о Варе как о невесте, похожей на монашенку и заведующей бутафорским цехом одновременно. Да и она в сцене последнего объяснения ничего от него не ждет. Есть досада, что с покупкой имения, читай – театра, разрушается прежняя жизнь. Будет ли новая? Вряд ли… Нет тут ни Мочаловых, ни Каратыгиных, ни Качаловых, ни Ермоловых.

Но даже если бы были, все равно и это неважно, потому что не уберечься труппе от факта продажи. С торгами исчезает прежняя общность – беспечная, безалаберная, смешная, нелепая, беззаботная. Спектакль упакован в формат шутки, в нем много смешного. Чехов ведь писал комедию и уверял, что пьеса очень смешная.

Исподволь поверх слов, через внутренние содержательные паузы – не случайно название «Вишневый садЪ. Нет слов!» – через смешные реплики пробивается чувство сострадания к человеку, которого выбрасывают на улицу, его жизнь растаптывается походя. А кто он – гений или нет, неважно.

Способен ли человек пережить такое унижение, ведь он теряет вообще хоть какую-либо товарную стоимость и не может вслед за Ларисой Огудаловой, героиней Островского, произнести «Я – вещь». Не вещь, а обуза для недвижимости. Речь не о потере востребованности, утрате достоинства – всё это слова, слова, слова. Человек просто умирает, потому что дальше жить не может. В спектакле Сергея Женовача это Фирс. Глубокая, блестящая актерская работа Юрия Горина.

Он долго живет, видел-перевидел хозяев театра, но служил не им, а сцене. Открыть занавес для него, что Фирс и делает в начале спектакля, – акт священнодействия. Он – слуга Мельпомены, всегда одетый с иголочки, живет ради этого торжественного мгновения. Есть в этом Фирсе что-то от персонажа все того же Островского из «Талантов и поклонников» Нарокова, одного из самых трепетных поклонников театра в городе Бряхимово.

Труппа разъезжается, мелом на полу нарисован план Лопахина, разбивающий землю на дачные участки. Фирса, как известно, все забывают и заколачивают в доме. В спектакле СТИ старик делает свой стоический выбор.

Фирс сам опускает занавес своей жизни. Хоть раз в жизни делает это для себя, только на этот раз перед смертью. 


Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
2866
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
4695
Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Георгий Соловьев

Московская область поделилась с другими регионами опытом поддержки бизнеса

0
2431
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2670

Другие новости