0
3213
Газета Культура Печатная версия

22.09.2024 18:21:00

Поиски персонажа в Саду найденных объектов

"Природа будущего" в центре современной культуры "Солодовня"

Тэги: центр современной культуры солодовня, выставка, природа будущего, ася заславская, геннадий мишенев


центр современной культуры солодовня, выставка, природа будущего, ася заславская, геннадий мишенев Инсталляция «Природа будущего» дала название выставке. Фото автора

Выставка Аси Заславской и куратора Анастасии Митюшиной «Природа будущего» выросла случайно – из стечения обстоятельств. Пытаясь получить мастерскую от Московского союза художников, Ася Заславская обнаружила в ней архив некоего Геннадия Мишенева (1931–2013). Апогеем его карьеры во второй половине 1980-х стала должность главного художника ВДНХ, в 1990-е он пытался приладиться к новым реалиям, возглавив группу по изготовлению макета Кремля в масштабе 1:50 – диковинку планировалось возить на гастроли за границу. С зимы 2023-го художница работала в мастерской «Солодовни» над проектом, основанном на мишеневском архиве.

«Твоего музея не будет. Но кому-то это было бы интересно», – рядом с дневником Мишенева лежат печати: главный художник ВДНХ, Отдел главного художника и т.д. «Нельзя протирать мокрой тряпкой. Пыль сдувать», – это из мишеневской служебной записки по эксплуатации кремлевского макета. Анастасия Митюшина пишет, что сперва художница думала работать с доставшимся архивом «на основе критико-аналитического подхода», но потом решила откликнуться лирически, в терминологии Виктора Мизиано – «прогрессивной ностальгией», «конструктивным обживанием настоящего и прочерчиванием перспективы».

Лирический отклик стал инсталляцией, в нескольких залах переплетающей найденные объекты с объектами сделанными, размышлениями о природе памяти, одной из принципиальных для художницы тем. Отталкиваясь от конкретики архива – чертежи, фотографии памятников, экзерсисы с портретами писателей, газетные вырезки с заметками по поводу пресловутого макета, – «Природа будущего» перерастает в проект об избирательности памяти, на которую мы не можем повлиять, можем только ее по-своему подсветить.

Давшая название выставке инсталляция буквально подсвечивает и эту избирательность, и двойственность, и меру дистанции. Громоздящиеся друг на друга коробки укрыты белой тканью, но освещены изнутри, так что по теням угадываешь натюрморты – ученые с книгами, кистями, рабочей лампой, профилями чьих-то голов. И натюрморты жизненные, с сервизом или с бутылочной компанией. Что в будущее возьмут, что нет, насколько личные вещи отражают личность хозяина, что мы умеем считывать из увиденного? Напротив этих коробок стоят «архивные» слоники, какие в советское время украшали почти всякую советскую квартиру. Мотив укрытого будет продолжен «Макетом»: домысленный, реконструированный силуэт мишеневского Кремля проступает тенью в таком же контейнере под белой тканью.

Условно, как подчеркивает куратор, экспозиция поделена на разделы «Путь», «Система», «Собеседник», «Макет» и «Сад». А может, «сшита» вот этими сквозными мотивами двойственности, дистанции и всего, что делает конкретный архив поводом для более универсальных вопросов. Во всяком случае, всё тут друг с другом перекликается. И при лиричной интонации критический подход направлен теперь на память.

Многое в проекте завязано на амбивалентности восприятия. Мишеневской архитектурной графике и фотографиям, газетным снимкам макета отвечают и «Макет»-силуэт, сделанный художницей, и ее «Фрагменты». Выполненные в иконописной технике, выглядят они модернистски – прихотливая вязь линий на доске, изначально цитирующих контуры с мишеневских чертежей, складывается в другой язык. Выбор материалов принципиален: иконописная техника – это ведь про сакральность образа, модернистского в том числе. А составленная из чьих-то детских рисунков 1960-х годов инсталляция «Оценки» напоминает, что удобная из-за привычности систематизация по пятибалльной шкале одновременно создает обезличивающую иерархию.

Дистанцию можно регулировать, но все равно она останется двойственной. Отдаление как будто способствует объективности, но одновременно – фрагментарности, мифологизации, поиску ушедшего героя в принципе, наконец. Комната «Сад», самая поэтичная на выставке, как раз об этом. Герой только что вышел, оставив старенькую куртку. Вокруг образовалась мозаика фрагментов, тоже написанных в иконописной технике и продолжающих прежние проекты Заславской – «Город N» и «Ковчег». С одной стороны, это «Сад», отсылающий к сюжету о благоразумном разбойнике, но в отсутствие него. С другой – снова «Фрагменты», где в этот раз на крошечных досках «припоминаются» то гора, то лошадь, то городская стена. Между ними развешаны стальные «Корни», то, что питает жизнь буквально и метафорически.

Среда в ожидании персонажа, фрагменты в ожидании среды, фрагментарность памяти, открывающая перспективу для работы. Почти все помнят великих. Немногие – забытых. В «Природе будущего», развившись и будучи по-новому осмысленными, продолжены некоторые прежние проекты художницы, и с «Городом N» (см. «НГ» от 24.05.23), и с мотивом укрытых, забытых/ожидающих владельца/готовых к переезду вещей (см. «НГ» от 17.10.22). На месте Мишенева мог оказаться кто-то другой, речь о выработке подхода. О всматривании в контуры памяти. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Мы"

ВЫСТАВКА "Мы"

0
246
 ВЫСТАВКА  "Меньшов/Москва 85/45"

ВЫСТАВКА "Меньшов/Москва 85/45"

0
243
ВЫСТАВКА «Арбат в лицах»

ВЫСТАВКА «Арбат в лицах»

0
2268
ВЫСТАВКА Город-сказка

ВЫСТАВКА Город-сказка

0
2180

Другие новости