Задуманный Ассоциацией музыкальных театров как смотр-презентация ключевых российских музыкальных спектаклей, фестиваль на пороге своего десятилетия превратился в крупное театральное пространство, объединяющее свыше 70 организаций. Его название, взявшее известную фразу Джорджа Баланчина, обращенную к Игорю Стравинскому, весьма точно определяет суть осеннего музыкально-театрального форума, предлагая меломанам и профессиональному сообществу действительно увидеть контекст и самые разные режиссерские интерпретации. В первые годы «Видеть музыку» сравнивали с «Золотой маской», но Георгий Исаакян, Президент АМТ и флагман фестиваля, всячески подчеркивал кардинальную разницу между ними: у «Видеть музыку» нет отборочной и конкурсной составляющей, в его основе «принцип абсолютной открытости». Сегодня, когда на «Золотой маске» уже невозможно увидеть региональные спектакли на столичных площадках, а из номинаций исчезла такая важная категория как «эксперимент», позволяющая ознакомиться с любопытными мультижанровыми работами, фестиваль «Видеть музыку» словно демонстративно восполняет эти обидные потери. В Москву приедут театры из Астрахани, Волгограда, Саратова, Екатеринбурга, Республики Карелия, Республики Башкортостан, Новоуральска, которые представят оперы, оперетты, современный танец, мюзикл, а «компанию» им составят столичные музыкальные театры со своими знаковыми постановками.
«Главная наша цель – увидеть и порадоваться за каждую культурную точку на карте фестиваля», - сказал Георгий Исаакян на пресс-конференции открытия. По его словам, в этом году желающих оказаться в Москве оказалось так много, что пришлось впервые некоторым отказать: «но мы искренне рады росту программы и расширения целевых аудиторий фестиваля». Помимо основных событий, будет действовать так называемая офф-программа: проект-посвящение Александру Островскому «Снегурочка. Миф и реальность» – коллаборация Башкирского театра оперы и балета и международного фестиваля современного танца DanceInversion; программа «Русская литература в музыкальном театре» - блок спектаклей на тексты Пушкина, Лермонтова, Булгакова; круглые столы-обсуждения Ассоциации музыкальных критиков и Научно-практическая конференция АМТ, а также блок студенческих театральных работ и обширная Детско-юношеская программа. Увидеть музыку в синтезе с литературой и танцем под «соусом» авторской режиссуры можно будет в течение трех месяцев: кто из театров окажется лучшим – решать каждому. Единственная награда фестиваля будет вручена на гала-концерте – премия «Легенда», учрежденная признанным мэтрам театрального искусства (по иронии судьбы - статуэтка в виде античной золотой маски).
В этом году фестиваль примут в своих стенах Большой театр, РАМТ, Центр Оперного пения Вишневской, театр Сац, Московский детский театр эстрады и другие столичные сцены. Открытие провел театр «Геликон-опера», а первыми, кто торжественно поднял занавес фестиваля, стал Волгоградский музыкальный театр. Гости из Поволжья решили порадовать любителей легкого жанра и буффонады опереттой Имре Кальмана «Марица» - незамысловатой и одновременно захватывающей историей графини и ее поклонников. Написанная в 1924 году, эта музыка осталась в тени сверхпопулярных произведений композитора в том же жанре – «Летучей мыши», «Сильвы» и «Мистера Икс», однако поклонники оперетты наверняка слышали знаменитый чардаш из «Марицы» и другие фрагменты этой «венгерской рапсодии для театра». Волгоградская труппа показала яркий красочный спектакль (режиссер Владимир Колявкин) с эффектными танцами и умопомрачительными нарядами (хореограф Елена Щербакова, художник по костюмам Ирина Елистратова), погружающий в атмосферу высшего общества. Солисты Светлана Османова (Марица), Леонид Маркин (граф Тассило) и Александр Куприн (барон Зупан) раскрылись еще и как драматические актеры (в опереттах Кальмана вокальные номера перемежаются с разговорными репликами). Хор и оркестр под управлением Алексея Гусака подчеркнули венгерский колорит, зажигательные ритмы и запоминаемые мелодии, задав отличный импульс фестивалю в целом.