0
5194
Газета Культура Печатная версия

08.09.2024 18:17:00

Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Оперные премьеры в основном заменят гастроли спектаклей из Мариинки

Тэги: большой театр, гергиев


большой театр, гергиев В День города в Большом прозвучала кантата Чайковского «Москва». Фото со страницы Большого театра в «ВКонтакте»

Свою первую пресс-конференцию в статусе директора Большого театра маэстро провел в помпезном Императорском фойе исторического здания, что, безусловно, усиливало атмосферу и без того волнующего события. Несмотря на раннее утро, представители СМИ заполнили пространство в надежде узнать, что ждет профессиональное сообщество и публику в новом сезоне. Будут ли премьеры, копродукции с другими театрами, гастроли зарубежных трупп, понизят ли цены на билеты – эти и другие вопросы был готов задать, пожалуй, каждый. Однако Валерий Абисалович, олицетворяя в своем лице все руководство театра (ранее к прессе выходили несколько человек из руководства), выбрал форму неспешного убаюкивающего монолога-рассуждения.

Прежде всего нужно сделать важный акцент на операх русских композиторов, считает маэстро, вернуть на сцену Большого театра забытые шедевры Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича, Бородина. Опера «Князь Игорь» последнего и станет первой премьерой сезона, но, строго говоря, это будет обычный перенос давнишнего спектакля Мариинского театра. Кстати, форма обменных гастролей между двумя своими театрами, заданная маэстро в начале этого года, сохранится, ведь это, по его словам, гораздо практичнее, чем создавать постановки с нуля. Труппы Большого и Мариинки объединятся и для воплощения грандиозных опер Вагнера: «Нам не нужно приглашать 20 певцов, чтобы справиться с «Кольцом нибелунга». Творческие ресурсы двух театров рассчитаны на то, чтобы каждый давал по три оперы в день», – убежден Гергиев. Среди композиторских имен, кого обязательно нужно «возродить» в Большом, он назвал Родиона Щедрина («желательно восстановить «Мертвые души»), а также Верди, пообещав в этом сезоне показать его 14 опер. Собственно, ни конкретных дат, ни тем более составов генеральный директор Большого так и не озвучил, поэтому есть предположение, что так называемые премьеры (на практике – гастроли спектаклей Мариинки) будут появляться стихийно.

Рассуждая о балете, Гергиев поделился идеей возвращения великой триады Стравинского – «Жар-Птицы», «Петрушки» и «Весны священной» (первые две – в хореографии Михаила Фокина) и одноактных балетов Прокофьева (пока неизвестно, кто их будет ставить). Балет «Конек-Горбунок» предстанет в хореографии Максима Петрова, а еще маэстро заинтересован в сотрудничестве с Вячеславом Самодуровым и Александром Сергеевым. А вот успешную «Пиковую даму» двух современных мэтров – композитора Юрия Красавина и хореографа Юрия Посохова – Валерий Абисалович решил снять из репертуара Большого, аргументировав это тем, что одноименная опера Чайковского ему и слушателю ближе. Кстати, о Чайковском: на больной вопрос о ценах и очередях на новогодние «Щелкунчики» маэстро ушел от прямого ответа, но уверил, что этой проблемой занимаются его подчиненные.

На следующий день Валерий Гергиев открывал сезон, стоя на Исторической сцене перед симфоническим оркестром и хором Большого театра. И если встреча с журналистами началась минута в минуту, то на первом из двух концертов (вечером давали «Спящую красавицу») маэстро оказался верен себе, задержав выступление на час. Словно отвечая праздничной атмосфере – Дню города, в программе объединились ура-патриотические сочинения: Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, его же кантата «Москва» и «Александр Невский» Прокофьева. В первой солировали Алина Черташ и Эльчин Азизов, а «Мертвое поле» второй спела Екатерина Семенчук. Несмотря на то что ее выступление длилось не больше пяти минут, артистке Мариинского театра достались самые яркие овации. Оркестр и хор Большого театра подчинялся дирижерской воле и манере Гергиева не всегда – маэстро все же не так долго работает с этими коллективами, однако мастерство музыкантов и блестящее прочтение партитур дирижером все же оставили впечатление единого организма, и в целом уровень исполнения был очень высок. Впечатлило и то, с какой подчеркнутой бравадой и лихостью Гергиев заставлял оркестр воспроизводить сцены баталий: не только усиленное кинематографическими ассоциациями «Ледовое побоище» из «Александра Невского», но и увертюру Чайковского, в которой градуса добавляли пушечные залпы и колокола (раздававшиеся, разумеется, из колонок). Кантата «Москва» Чайковского – не самое его стилистически удачное и открыто заказное произведение (композитор сочинил его для коронации Александра III) – была исполнена как новый гимн столице, повествующий о том, как хорошо здесь жить. На такой оптимистической ноте и стартовал сезон 2024–2025 в Большом театре: теперь осталось мониторить сайт и ждать, чем порадует Валерий Гергиев любителей оперного и балетного искусства. 


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
5602
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
15597
Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Наталия Звенигородская

На сцену вернулась «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича

0
3800
Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Виктор Александров

Певица мечтала петь в Казани, но попала в Большой театр

0
5591

Другие новости