0
4033
Газета Культура Печатная версия

01.09.2024 19:29:00

Худрук «Et Cetera» рассказал «НГ» о том, что сейчас нужнее – трагедии или комедии

Московские театры ставят на юность и тишину

Тэги: Et Cetera, театр, калягин, открытие сезона


Et Cetera, театр, калягин, открытие сезона Экс-председатель СТД Александр Калягин в кино возвращаться не планирует. Фото агентства «Москва»

Московские драматические театры один за другим открывают сезон. Причем многие сразу премьерными постановками. Если раньше первые новинки выпускали в конце осени, сейчас тренд сместился на ранние и неоднократные (от трех до пяти в целом за сезон) премьеры. Театры словно компенсируют рост цен на билеты. Да и в целом, если зритель вынужден платить сегодня за театральный билет дороже, то его ожидания, безусловно, будут повышаться. И театрам предстоит снова побороться за публику.

Премьерой «Чехов. Вишневый сад. Нет слов!» откроется 20-й, юбилейный сезон театра «Студия театрального искусства». «Кажется, что в Чехове уже нет живого места, он весь разобран на цитаты. Зрители идут в театр и ждут «ожидаемое». Сегодня такое время, что слово часто обесценивается, даже такое великое, гениальное, как у Антона Павловича. Есть мысль попытаться сыграть «Вишневый сад» с минимумом слов, на действии, на восприятии. Когда молчание становится основным выразительным средством», – говорит режиссер Сергей Женовач. Впервые за долгое время в этой премьере на театральную сцену выйдет Иван Янковский.

Малый театр начинает свой первый сезон без Юрия Соломина. Главный режиссер Алексей Дубровский анонсировал шесть новых постановок, среди них выделяется «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» – прекрасный водевиль XIX века (в советское время был экранизирован с Андреем Мироновым). Его премьера приурочена к 200-летию здания на Театральной площади. Из необычного еще заявлена ««Маленькая опера» (культового современного писателя Славы Сэ), а приглашенный Алексей Франдетти возьмется за «Сон в летнюю ночь». После эксперимента с мюзиклом «Свадьба Кречинского» – это уже вторая работа на академической сцене теперь уже главного режиссера Театра эстрады. В октябре к знаковой дате «Дома Островского» состоится презентация мультимедийного фильма, посвященного истории Малого, и откроется выставка, ряд экспонатов которой будут демонстрироваться впервые.

Российский молодежный театр возвращает авторов на русскую сцену. Ключевые премьеры сезона запланированы по писателям-эмигрантам: «Усадьбу Ланиных» Бориса Зайцева ставит Алексей Бородин, а Марина Брусникина работает над инсценировкой «Лета Господня» Ивана Шмелева, которая впервые будет поставлена на сцене. Кроме того, Бородин планирует взять к постановке на камерной сцене пьесу «Конец пути» Роберта Седрика Шериффа. Этот текст был основан на личном опыте английского писателя в качестве армейского офицера во время Первой мировой войны.

Театр Маяковского продолжает развивать подростковое и молодежное направления и в сравнении с другими культурными институциями (к примеру, ГМИИ им. Пушкина запускает целый цикл молодежных программ «Пушкинский.Ю» для тех, кому от 14 до 21 года) это вырастает в очевидный тренд. Откроет перечень премьер «Маяковки» рок-спектакль для всей семьи «Багдадский вор и черная магия», еще двумя новациями явно обещают стать премьеры спектакля-рок-концерта режиссера Дмитрия Крестьянкина «Две тысячи седьмой: Альтернатива. Молодость. Любовь» и «Сон в русскую ночь» уникального композитора Петра Айду – в этом акустическом спектакле по русской классике вся звуковая среда будет создаваться на глазах зрителей.

Театр «Et Cetera» в новом сезоне начал переговоры с Китаем, чтобы туда отправилась на гастроли «Чайная» – премьера по китайской пьесе, которую поставила в «Et Cetera» режиссер из Китая Ичэнь Лю, выпускница ГИТИСа (см. «НГ» от 05.06.24). Этот спектакль в конце прошлого сезона посетил посол Китая в России и, говорят, был очень растроган. Также есть идея вывезти на Восток и постановку большой формы по русской литературе.

Еще труппа предпримет любопытную «коллаборацию». Запланирована премьера по Дюрренматту. «Ромул Великий» шел в Вахтанговском театре с Владимиром Симоновым в главной роли. Однако в конце минувшего сезона был снят с репертуара. Но так как Симонов дружит с театром «Et Cetera», то постановку, можно сказать, восстановят под другой крышей. Ее режиссер Уланбек Баялиев заново поставит, сохранив первенство за Симоновым – в «Et Cetera» у народного артиста раньше было немало хороших ролей.

Сам Александр Калягин вернется к постановочной деятельности с музыкальной премьерой для семейного просмотра по сказкам народов мира под всеобъемлющим названием «Обо всем». Перед открытием сезона художественный руководитель ответил на несколько вопросов корреспондента «НГ». Однако, хоть время теперь и освободилось (ранее Калягин ушел с поста председателя Союза театральных деятелей (СТД), в кино народный артист возвращаться не планирует. А жаль! Даже на сбор труппы прорвались фанаты его киногероев и выстроились в очередь за автографами.

– Александр Александрович, «Et Cetera» какую нишу занимает на театральной карте Москвы, как вы считаете?

– Не знаю, но я увидел, как со временем к когда-то неизвестной труппе появился интерес. Многие люди в последнее десятилетие мне говорят: «А мы были в вашем театре!» Мне приятно!

– Что сейчас нужнее, на ваш взгляд, – трагедии или комедии?

– Все нужно. Баланс нужен. Когда «Et Cetera» организовался, я сказал одну из лучших своих фраз. Все-таки думал, когда создавал театр! В театре возможно все, кроме скуки и пошлости. Потому что скука и пошлость убивают. Если все точно выверено по сюжету, то возможно все… Я только одного не понимаю, как можно театры соединять друг с другом. Понимаете, Роман Виктюк был выдающийся режиссер. С ним мечтали работать многие актеры. Его уже нет. Но при чем здесь дом Мельникова? Поставьте мемориальную доску, и все!

– Как бы вы объяснили сегодня зрителю, почему сегодня нужно идти в театр?

– Коротко и ясно: человек должен испытывать любопытство к жизни, а это значит – попробовать и испытать все. Знаю, что многие люди не ходят в театр – однажды обожглись. Но нужно идти хотя бы ради любопытства. А еще театр – это как за два часа прочитать очень хорошую книгу. Если ваша душа еще открыта – это великое дело.

Другое дело, что с каждым годом в театре все проблематичнее: тяжело найти современную пьесу, великие мастера – художники и режиссеры – уходят, теряется связь с историей. 


Читайте также


Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Новый сезон в Большом театре открыли старым спектаклем

Наталия Звенигородская

На сцену вернулась «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича

0
2242
Борис Голдовский: «Без человека-актера и зрителя все бессмысленно»

Борис Голдовский: «Без человека-актера и зрителя все бессмысленно»

Елизавета Авдошина

Художественный руководитель Московского театра кукол – о куклах прошлого и будущего

0
2237
Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Валерий Гергиев решил возвращать в Большой шедевры

Надежда Травина

Оперные премьеры в основном заменят гастроли спектаклей из Мариинки

0
4056
Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Альбина Латипова: «Все оказываются там, где должны быть»

Виктор Александров

Певица мечтала петь в Казани, но попала в Большой театр

0
4863

Другие новости