0
4332
Газета Культура Печатная версия

01.09.2024 19:27:00

Российские хоры и оркестры начинают работать с новыми руководителями

Кадровый резерв прорвало

Тэги: хоры, оркестры, музыка


хоры, оркестры, музыка Филипп Чижевский стал худруком Госоркестра России имени Светланова. Фото со страницы Московской консерватории в «ВКонтакте»

Конец августа выдался богатым на новости по части кадровой политики. Долго дремавшие без главных дирижеров оркестры, наконец, приняли стратегически верное решение ими обзавестись.

Самыми резонансными, долгожданными и неожиданными стали назначения Екатерины Антоненко художественным руководителем Хора им. Свешникова и Филиппа Чижевского худруком Госоркестра России им. Светланова. Светлановский оркестр оставался без руководителя с начала СВО, когда Василий Петренко был вынужден покинуть пост худрука. В свешниковском хоре ситуация была иная – им руководил Геннадий Дмитряк, который совмещал эту позицию с аналогичной в Капелле им. Юрлова. Можно было бы предположить, что причина отставки Дмитряка – чрезмерная занятость, но и Антоненко, очевидно, будет совмещать руководство хором с должностью главного хормейстера Пермского оперного театра, а также работой с собственным коллективом – ансаблем Intrada.

Любопытно, что и Антоненко, и Чижевский – музыканты, которые сделали себе имя и репутацию, рискнув создать собственные (частные) коллективы, у Чижевского это был Questa Musica. Оба шли по пути постепенного признания профессионалами и публикой. Intrada стала появляться в филармонических абонементах, пестривших разного рода оперными и ораториальными названиями, в том числе с крупными западными мастерами. Questa Musica все больше задействовали институции, работавшие с ультрасовременным репертуаром. Чижевский, изначально практиковавшийся на старинной и современной музыке, постепенно нарастил репертуар, обзавелся практикой оперных постановок (за «Кармен» в Перми получил «Золотую маску»), в последние годы он стал одним из самых востребованных дирижеров страны. То есть приобрел практику работы с коллективами различных рангов. Поэтому его приглашение в Госоркестр России неожиданно в смысле послужного списка (его предшественники – Владимир Юровский и Василий Петренко обладали куда более внушительным резюме), но не в смысле опыта и, хочется верить, азарта. Того же – взгляда на процесс, задачи и цели – от человека с другим бэграундом, где до сих пор не было прямого взаимодействия с госмашиной, хотелось бы ждать и от Антоненко.

Обзавелся худруком и Московский государственный академический симфонический оркестр, как и светлановский, около двух лет работавший без руководителя. Им стал 29-летний дирижер Иван Никифорчин, громко заявивший о себе на конкурсе им. Рахманинова, где получил вторую премию. Из самых ярких его ангажементов – участие в статусе дирижера-постановщика спектакля «Снегурочка» в Большом театре, высоко оцененное критикой. Конкурс пианистов, дирижеров и композиторов имени Рахманинова, который впервые прошел два года назад в Москве, именно по части дирижерской стал своеобразной кузницей кадров: лауреаты получили контракты, но и участники не остались без внимания. Впрочем, у иных участников и послужной список неплох. Так, Алексей Рубин, штатный дирижер «Новой России», получил приглашение возглавить оркестр Челябинской филармонии после скоропостижной смерти Адика Абдурахманова.

Кадровые движения наблюдаются и в Ярославле – без открытого объяснения причин после сокращения должности худрука был уволен Мурад Аннамамедов, который стоял у руля Губернаторского симфонического оркестра три десятка лет. Его преемником называют московского дирижера Василия Валитова.

Две отставки случились и среди управленцев. Евгений Стодушный по личным причинам оставил должность директора Красноярской филармонии, что отрасль воспринимает как большую потерю: отличный менеджер, он перенастроил работу организации, разработал и внедрил несколько фестивалей и проектов, создал конкурентоспособный организм. Не успела себя проявить в должности директора другой крупной филармонии – Новосибирской – Ирина Устинова, она покинула должность по решению учредителя, проработав чуть больше одного сезона. 


Читайте также


Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1530
Музыка революции и театр мизераблей

Музыка революции и театр мизераблей

Юрий Юдин

Ключи и загадки знаменитой сказки Олеши

0
2493
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3081
Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Александр Матусевич

О культурном ландшафте самого западного российского мегаполиса

0
8107

Другие новости