0
4888
Газета Культура Печатная версия

26.08.2024 18:33:00

Театральное импортозамещение

Труппы из Архангельска, Казани и Омска в ближайшие месяцы приедут в Москву

Тэги: москва, региональные театры, гастроли, обзор, афиша


москва, региональные театры, гастроли, обзор, афиша Спектакль «Муть. Мухаджиры», победивший на последней «Золотой маске», покажут в Малом театре. Фото со страницы ТГАТ им. Г. Камала в «ВКонтакте»

И лето, и осень театрального сезона в Москве долгие годы равнялись зарубежным фестивалям. Новая реальность диктует свою палитру: в Москву стали активнее приезжать региональные театры с долгими гастролями.

За минувшее лето в Москве гастролировали пермский Театр-Театр и Красноярский театр юного зрителя. Театры удачно заняли почти пустую нишу театрального предложения в Москве. Театр Бориса Мильграма специализируется на авторских мюзиклах, а Красноярский ТЮЗ известен тем, что создает визионерские постановки для семейного просмотра. Сейчас в театре сменился главный режиссер – после Романа Феодори этот пост занял Мурат Абулкатинов. И, судя по его программной постановке «Евгений Онегин», театр пойдет в новом для себя направлении – театра метафорического, театра актуализированной классики. Но с уверенностью можно сказать, что высокую планку труппа не потеряет. Хотя и труппа несет потери: театр покинула Марина Бабошина, актриса неординарного таланта, лауреат «Золотой маски» за роль второго плана - жюри отметило ее Долли в «Анне Карениной».

На последнюю неделю лета в Москву впервые приедет Архангельский театр драмы им. Ломоносова. На сцене Театра им. Вахтангова он покажет свои премьерные спектакли. Интересно, что театр не боится работать не только с большой прозой («Сто лет в Макондо» по Маркесу и «Доктор Живаго» Пастернака), но и с ультраконкурентными названиями – труппа привезет свою версию «Мастера и Маргариты». Но самая аутентичная постановка для театра, очевидно, должна быть «Пряслины. Две зимы и три лета» по ключевому писателю Русского Севера Федору Абрамову. В свое время в Архангельском театре впервые была поставлена вся тетралогия «Братья и сестры», теперь же к 100-летию Абрамова в репертуаре возобновили инсценировку одной из книг.

В Малом театре в сентябре представит свой лучший репертуар татарский Театр им. Камала и даже даст «Восточный концерт» в Московской консерватории. Спектакли будут идти на татарском языке с синхронным переводом на русский. Гастроли казанцы откроют спектаклем – лауреатом «Золотой маски – 2024» «Муть. Мухаджиры». В основу постановки главного режиссера Фарида Бикчантаева (ученика Марии Кнебель) легли исторические свидетельства рубежа веков, связанные с голодом, охватившим Поволжье в 1880-х, и первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 года. Внимание театра к национальному наследию определяет его сегодняшний репертуар. На гастролях можно будет увидеть визитную карточку татарского театра «Голубую шаль». Пьеса Карима Тинчурина 1926 года давно обрела легендарный статус, ее текст кодирует образы мужского и женского национального идеала, а структура музыкальной мелодрамы воздействует глубоко эмоционально. Но и актуальная татарская драматургия не отстает: в комедии «Ситцевая свадьба» о наших современниках солирует Эмиль Талипов – артист невероятного трагикомического дарования, который за один вечер может сделать из зрителя поклонника Театра им. Камала.

Старейший академический театр Сибири – Омский драматический театр в рамках празднования 150-летия проведет гастроли в Москве в октябре (примет их опять же Театр им. Вахтангова – в данном случае театр-побратим, так как в ВОВ вахтанговцы работали в эвакуации именно на омской сцене). Труппа под руководством режиссера Георгия Цхвиравы – одна из самых сильных в России. В первую очередь Омск едет, чтобы показать своего номинанта на «Золотую маску – 2024»: спектакль «Небо позднего августа» по трем пьесам современных авторов в постановке Петра Шерешевского. Также будет сыгран цикл молодых режиссеров: «Кошка на раскаленной крыше» Романа Габриа, «Гроза» Галины Зальцман и «На чемоданах» блестящего комедианта Ханоха Левина в режиссуре Александра Баргмана.

Отмена фестиваля «Золотая маска» в этом году – в Москве состоялась только церемония награждения лауреатов, а спектаклей-номинантов зрители так и не увидели (см. «НГ» от 26.06.24) – безусловно, дала стимул региональным театрам для организации самостоятельных гастролей. Другой вопрос, что не у всех театров есть такая возможность. Государство же не всегда может поддержать. К примеру, федеральная программа «Большие гастроли» рассчитана только на обмен между самими регионами, а не на взаимодействие с двумя дорогими для провинции культурными столицами.

Если раньше театры могли рассчитывать на столичные гастроли, попав в список номинантов «Маски», то теперь такая возможность остается под вопросом. Новое руководство премии объясняет отмену фестиваля-2024 единичным форс-мажором (оперативная смена дирекции повлекла за собой прекращение прежнего финансирования – и государственного, и спонсорского).

В то же время президент новой «Золотой маски» Владимир Машков в последние месяцы озвучивает такие долгоиграющие цели: создать в Москве отдельную сцену для фестиваля-премии, а также устраивать «гастрольный тур» лауреатов по новым форпостам России – культурным кластерам, которые возводятся в Калининграде, Владивостоке, Севастополе и Кемерове.

Вот только все эти площадки пока далеки от готовности. Театральный центр на Нагатинской (именно его имеет в виду Машков) в процессе возведения переходил из рук в руки: здание закладывалось как филиал МХТ им. Чехова, затем в процессе перешло к Александринскому театру и, по сути, сейчас не имеет хозяина. Здание находится в состоянии заброшенного долгостроя. Культурные кластеры в разных уголках России только планируется открыть к концу текущего года, если все пойдет по намеченному плану. Так что пока реальные перспективы гастролей под эгидой «Маски» у номинантов премии 2025 года туманны. 


Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
184
В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
329
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2095
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3074

Другие новости