0
5520
Газета Культура Печатная версия

22.08.2024 18:22:00

Заповедник "Куликово поле" готовится к 650-летию знаменитой битвы

Музей посреди степи

Тэги: музей заповедник, куликово поле, русская история, победа надзолотой ордой


музей заповедник, куликово поле, русская история, победа надзолотой ордой Здание музея архитектурно повторяет природные линии знакового места. Фото со страницы музея-заповедника «Куликово поле» в «ВКонтакте»

Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» находится в 280 км от Москвы в Тульской области. Открытое всего восемь лет назад здание музея дало новую жизнь памятному месту: до недавнего времени степь на месте слияния Дона и Непрядвы была лишь географической точкой, которую изучали больше теоретически и знали по книгам. Только в конце прошлого века на месте Мамаева побоища под эгидой Исторического музея стали производиться научные археологические раскопки.

Музей как самостоятельная институция существует с конца 1990-х, а до того пребывал не одно десятилетие в раздробленном состоянии. К юбилею ключевого для России исторического события он планирует подойти с концепцией нового филиала. В 2030-м, в юбилейный год, здесь ожидают приезда президента, а маэстро Валерию Гергиеву предложили выступить с оркестром в торжественный день на смотровой площадке.

В том, что Куликовская битва 1380 года – одно из самых мифологизированных событий русской истории, можно убедиться на месте. В виде памятника место Куликовской битвы – символа победы русских князей над Золотой Ордой – было отмечено относительно недавно, да ведь и сам термин ввел обиход только Карамзин. В середине ХIХ века на близлежащем Красном холме был установлен обелиск (колонна) Дмитрию Донскому работы архитектора Александра Брюллова. Там же в начале ХХ века был выстроен храм Сергия Радонежского, в память о святом, который, по преданию, благословил молодого князя на победу.

Причем строил храм-памятник прославленный Алексей Щусев, который – мало кто помнит – начинал как церковный архитектор, объединяя в своем стиле модерн и древнерусский стиль. В храме с 1960-х годов Тульским краеведческим музеем была организована первая мемориальная экспозиция. Существовала советская экспозиция и в соседнем селе Монастырщино, располагаясь в бывшей церкви Рождества Богородицы и приходской школе.

В наше время обе церкви были переданы РПЦ, что ускорило принятие решения о строительстве отдельного музейного комплекса (также повлиял принятый закон «О днях воинской славы»). Строил необычное здание – сверху в виде креста, а снизу уходящее на полтора этажа под землю, не возвышающееся над степью, а словно повторяющее стелющийся ландшафт, – архитектор Сергей Гнедовский. Располагается оно на месте бывших деревни Моховое и села Куликовки, этими землями владела когда-то внучка российского историка Татищева.

В нынешнюю музейную карту входит и мемориал Красный холм, и аллея памяти, и музей в Монастырщине с этнографической экспозицией «Дон. Вся история на берегах одной реки», которая предваряет рассказ о Куликовской битве и повествует о становлении древнерусской народности, и город – крепость Епифань («медовая столица Тульской области»), где открыт Музей купеческого быта. Но двухэтажная новая экспозиция музея Куликовской битвы действительно поражает воображение: тут соседствуют археологические древности – от черепков до фрагментов копий и кольчуг – и ультрасовременные медиа- и интерактивные технологии, когда можно и пострелять из лука, и увидеть визуализацию сражения в 3D, а главное, пройти заложенный архитектором познавательный путь.

В ареале музейного комплекса и деревня Татинки, где был выстроен при Петре I один из шлюзов – ныне затопленный – для канала Волга–Дон. О них написаны те самые «Епифанские шлюзы» Андрея Платонова. Петр I, к слову, единственный правитель России, посещавший эти места и даже способствовавший их сохранению: распорядился охранять здесь от вырубки многовековые дубы Зеленой дубравы – исторического урочища, где в момент Куликовской битвы находился засадный полк во главе с удельным князем Владимиром Серпуховским и Боброком-Волынским, переломивший исход сражения. Его музей все эти годы восполняет, высаживает деревья.

Рядом – коллекционные участки степной растительности, более 80 видов диких растений. В заповеднике есть даже свой Аптекарский огород для выращивания ценных и уходящих степных культур, а также пашни, где культивируют все виды злаковых. Местную полбу можно и продегустировать в кафе при музее, и увезти в качестве сувенира домой. А объезжать необъятные просторы приглашают летом на лошадях, а зимой на лыжах – такие виды экскурсий здесь самые ходовые.

Сложность сохранения исторического ландшафта на территории музея-заповедника в том, что не одно столетие степь распахивалась, и чтобы восстановить (в идеале – полностью) ее такой, какой она была в ХIV веке, нужно вручную собирать и высаживать семена – к примеру, ковыля. Здесь его произрастает четыре вида, и все они занесены в Красную книгу России, как и лен желтый, василек русский и другие травы. А площадь заповедных территорий исчисляется почти в 4 тыс. га. В этом году в музей впервые приезжали на помощь волонтеры школы Фонда Потанина, которая проходит в партнерстве с фондом «Заповедное посольство» (всего в 2024 году волонтерской программой школы «Сохраняя наследие» охвачено 33 заповедные территории).

В составе заповедника сегодня пять музеев, но сотрудники разрабатывают концепцию еще одного, экологического филиала музея – музея природы Куликовского поля, где чередовались бы природные и исторические выставки. Архитектура здания могла бы напоминать сноп сена, а сам филиал стал бы новой точкой входа на Куликовское поле («кулига», по словарю Даля, – это и есть расчищенное под пашню безлесное место).

«Сноп – это символ силы, богатства, это правильный символ для нашего места, кроме того, экспозиция могла бы включать выставку сельхозтехники, что может быть особенно интересно для посетителей. А рассказ был бы посвящен тому, как вообще выращивается хлеб. Мы хотим сделать такой новый шаг в развитии нашего комплекса», – рассказал «НГ» директор музея Владимир Гриценко. Предполагается, что новая музейная экспозиция должна исследовать феномен русского поля в двух его противоположных ипостасях – хлебное поле и поле битвы. И ответить на ключевой вопрос – за что же гибли в том бою?

Наверное, сегодня из тех цитат, что можно найти в музее, самая звучная – из стихотворения Евтушенко:

Вот мой Бог: человечество –

имя его.

Но для русских, чьи кони

когда-то под стрелами прядали,

Началось человечество здесь,

у Непрядвы.

Невозможно быть русским,

Непрядву сочтя за ручей.

Не любя свой народ,

не полюбишь ничей. 

Тульская область – Москва


Читайте также


Некоторые мысли о книге "Русская история: Государство. Цивилизация. Внешний мир"

Некоторые мысли о книге "Русская история: Государство. Цивилизация. Внешний мир"

Виктор Безотосный

Еще раз о "естественном и органичном" течении исторического процесса

0
19127
Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
4147

Другие новости