0
6754
Газета Культура Печатная версия

12.08.2024 18:25:00

"Коппелия" для семейной аудитории

Премьера балета в постановке Александра Сергеева прошла в Мариинском театре

Тэги: премьера балета, коппелия, александр сергеев, мариинский театр, рецензия


премьера балета, коппелия, александр сергеев, мариинский театр, рецензия Если Франц не узнает невесту среди кукол – погибнет. Фото Михаила Вильчука предоставлено пресс-службой театра

В Мариинском театре прошла третья после «Анюты» и «Концертных танцев» балетная премьера этого сезона – «Коппелия» в постановке Александра Сергеева. Хореограф подготовил пять составов исполнителей сольных партий, и все они смогли выступить в рамках премьерных показов на сцене Мариинского-2.

Идею постановки «Коппелии» Валерию Гергиеву еще полтора года назад предложил танцовщик Александр Сергеев, который уже несколько лет подряд пробует силы в качестве хореографа, а в минувшем театральном сезоне выпустил три полноценных спектакля и создал несколько номеров. Настоящий успех к нему пришел после участия в премьере балетного вечера «Стравинский» в Ростовском музыкальном театре, где Сергеев поставил балет «Концертные танцы», который этим летом был перенесен в Мариинский театр и показан во время Фестиваля Стравинского. Художественному руководителю понравилась идея появления в репертуаре театра балета «для семейного просмотра», особенно актуального в Год семьи.

Так сложилось, что популярный во всем мире балет, к которому существует специально написанная музыка Лео Делиба, выпадал из афиши Мариинского театра более чем на 20 лет. Последнюю «Коппелию» в 1992 году здесь ставил тогдашний руководитель балета, хореограф Олег Виноградов. И хотя спектакль пользовался успехом у публики и был зафиксирован на пленке, с уходом Виноградова его довольно быстро сняли с репертуара. Новое руководство можно было понять: в середине–конце 1990-х годов театр стоял на пороге обновлений, Валерий Гергиев начал представлять публике первые постсоветские постановки опер Вагнера, а в российском балете наступила эра освоения terra incognita – хореографии Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта. В 2001 году танцовщик и хореограф из Мариинского театра Сергей Вихарев предпринял удачную попытку реконструкции «Коппелии» в хореографии Мариуса Петипа версии 1894 года, пользуясь записями режиссера Николая Сергеева, которые хранятся в театральной коллекции Гарвардского университета. Премьера с успехом прошла в Новосибирске, в 2009-м Вихарев перенес спектакль с новыми декорациями и костюмами в Большой театр, Новую сцену которого она продолжает украшать до сих пор и даже уже значится в сентябрьской афише.

Обаяние «Коппелии» с чудесной хореографией Петипа и Чекетти было настолько велико, что молодые постановщики долго не решались браться за это название. Но вот в 2023-м свою «Коппелию» без использования хореографии Петипа решился представить главный балетмейстер Ростовского музыкального театра Иван Кузнецов, и у него получился интересный авторский спектакль. Вслед за ним «Коппелию» в собственной хореографии начал сочинять Александр Сергеев. Он сохранил традиционные три акта, время действия балета перенес в условные 1950-е годы, о чем свидетельствуют костюмы Леонида Алексеева. Дизайнер ориентировался на европейскую и американскую моду того времени, когда женщины красили волосы в розовый или желтый цвет в тон со своим праздничным платьем, боясь затеряться в серой толпе. В целом постановщики не стремились указать на какое-то конкретное время, но хотели подчеркнуть, что действие в противовес зимнему «Щелкунчику» происходит летом.

Фантастическая история разыгрывается в маленьком городке, в котором есть необычный кукольный магазин. Им владеет волшебник Коппелиус – его роль Сергеев делает такой же значимой, как роль Дроссельмейера в «Щелкунчике» Юрия Григоровича, и наделяет большим количеством вариаций. Все начинается с того, что Коппелиус, которого в разные дни премьеры совершенно по-разному исполняли Константин Зверев, Максим Зюзин и Роман Беляков, подглядывает за танцующими на площади влюбленными парочками и ищет пары с изъяном, где один человек любит по-настоящему, а второй больше притворяется. Слабым звеном оказывается Франц, и именно его волшебник выбирает для своих опытов, заманив юношу в магазин с помощью специальной оптики. Надев волшебные очки, Франц видит только куклу Коппелию, которую он принимает за настоящую живую девушку неземной красоты. Он хочет немедленно на ней жениться, но хозяин магазина сначала предлагает ему узнать невесту среди других 12 кукол, похожих друг на друга как две капли воды, и если правильно выбрать не получится, ему придется умереть. Дело могло принять неприятный оборот, если бы не Сванильда, которая успела проникнуть в дом Коппелиуса, выяснить секрет его однообразных Коппелий и заменить собой одну из них. Дурман, наведенный на Франца, продолжается до тех пор, пока наряженная Коппелией Сванильда не срывает с него очки. Чтобы придать действию таинственности, постановщики подвешивают к колосникам вторые очки в увеличенном формате, в линзы которых художник по видео Игорь Домашкевич с помощью мультипликации помещает зрачки настоящих глаз.

История завершается благополучно – Сванильда заставляет Франца прозреть, а приунывшего Коппелиуса просит устроить им пышный свадебный праздник на площади с чудесами и волшебством. Третий акт в итоге получается дивертисментным, как это и было в балете Петипа, но с новым наполнением. От Коппелиуса на этот праздник приходят выступать куклы – Коппелии, «выучившие» танец-дробь, пятеро веселых котят, мишка-гигант. Друзья Франца и Коппелии в нарядах стиляг откалывают лихие коленца, в которых узнаются элементы характерных танцев, присутствующих здесь как воспоминание о первом хореографе «Коппелии» Артюре Сен-Леоне. В его версии были и чардаш, и мазурка, которые позже переставил Петипа. Сергеев придумал интересный ход, используя при сочинении танцев для кордебалета отдельные элементы мазурки и чардаша, например мини-реверансы, которые он рассмотрел в народно-сценических танцах. Самые сложные и рассчитанные на виртуозных артистов танцевальные композиции достались Францу и Сванильде – они исполнили томное адажио с умопомрачительными поддержками, а также фуэте и пируэты по диагонали. Закончилось действо апофеозом с выходом всех персонажей, которые на бис станцевали дополнительные вариации.

Александру Сергееву и его команде удалось то, что сегодня считается самым сложным, а именно собрать полновесный убедительный балетный спектакль, в котором танцы не подменяются пантомимой и пробежками по сцене, декорации нарисованы вручную настоящими художниками, а не распечатаны на принтере, нет надоевших мелькающих видеоэкранов, а видеоряд использован только в исключительных случаях. В новой «Коппелии» восходят новые звезды Мариинки – кроме вышеупомянутых исполнителей роли Коппелиуса это Рената Шакирова, Надежда Батоева, Мей Нагахиса, Евгений Коновалов, Александра Хитеева, и ярко сверкают уже признанные мастера Олеся Новикова, Кимин Ким, Филипп Степин. За пультом стоял Арсений Шупляков, который к последним спектаклям серии добился неслыханно быстрых темпов, необходимых для некоторых эпизодов спектакля. 

Санкт-Петербург–Москва


Читайте также


"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3014
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3389
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2453
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
4473

Другие новости