0
7470
Газета Культура Печатная версия

22.07.2024 19:15:00

Как в Зарайске ищут локальную идентичность

Достоевский и "пьющая баранка"

Тэги: зарайск, фестиваль, достоевский


зарайск, фестиваль, достоевский Зарайский кремль впервые принимал масштабную театральную программу. Фото со страницы «Московская область» в «ВКонтакте»

К подмосковному Зарайску в отличие от близлежащей Коломны туристическую тропу в новом времени пока еще не протоптали, хотя эти древнейшие города по части исторического значения абсолютно равноправные соперники. Но если в Коломну уже давно ездят за пастилой и в белокаменный кремль, то в Зарайске пока только ищут, чем привлекать современного туриста (кроме свежеиспеченных коврижек). В качестве первой попытки найти Зарайску актуальный урбанистический образ прошел фестиваль искусств «Достоевский».

Строго говоря, с Федором Михайловичем уютный купеческий городок Зарайск связан опосредованно. Мимо него будущий писатель только проезжал по пути в усадьбу Даровое, куда его возили в детстве на летние каникулы – гулять по лугам, удить рыбу и дышать свежим воздухом. Это место и сегодня больше заповедник, чем музей. Деревянные господские постройки сгорели в пожаре вместе с крестьянскими домами еще при жизни родителей Достоевского. До наших дней уцелел только один флигель, где и представлена минималистичная экспозиция из обстановки двух комнат по эпохе (так как все подлинные вещи хранятся в московском доме-музее писателя), а также некоторых артефактов, найденных при раскопках.

Фестивалем для Дарового был сочинен саунд-спектакль «Поле» театральной компании «немхат». По словам организаторов, он будет доступен и после минувшего уик-энда для всех посетителей музея-усадьбы. Для участия в нем нужно скачать на смартфон треки и надеть наушники – и тогда прогулка по территории может окраситься новыми смыслами или, во всяком случае, вопросами для размышлений. Диктор в наушниках зачитывает цитаты из «Дневника писателя» и предлагает слушателю обратиться и к своим памятным ощущениям и ассоциациям из детства, коль скоро для гения это место было синонимом счастья. Но для тех, кто предпочитает настоящие звуки природы, а не электронный саунд, самостоятельная прогулка по липовой аллее и яблоневому саду без виртуального гида может оказаться предпочтительней. В этом смысле приходится констатировать, что рынок аудиоспектаклей обвалился на пике. Лет пять-семь назад вспыхнувшая мода дала волну действительно оригинальных променадов, а теперь аудиоспектакли, разработанные под локацию, в лучшем случае оказываются занятным бонусом, но не несут особой ценности. Мода схлынула, и интерес развивать околотеатральный жанр как будто угас.

В середине жизни Достоевский за тысячу рублей серебром продал свою земельную долю сестре, приехав сюда в последний раз уже только перед написанием «Братьев Карамазовых» в 1870-х, а последней владелицей имения была уже племянница Достоевского. Так что Даровое, его живописные окрестности и их жители так и остались больше прототипами произведений (село Иванчиково превратилось на страницах книг в село Степанчиво, Черемашня в Чермашню и т.д.), чем реальным отпечатком его зрелой биографии.

Именно эту причудливую связь жизни и литературы напомнило концертное прочтение «Бедных людей» (постановка Мурата Абулкатинова) по первому роману Достоевского в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством дирижера Юрия Башмета. Премьера спектакля-концерта на открытой сцене состоялась в Зарайском кремле. Евгений Миронов читал за Макара Девушкина, а Юлия Хлынина – за его платоническую возлюбленную Варвару Доброселову. Эпистолярный жанр был разложен режиссером на два голоса, так что музыка лишь давала «передышку» от эмоциональных монологов, проникновенно сыгранных актерами. Сверхсюжет «Бедных людей» был особенно подчеркнут. Очаровательно наивные рассуждения Макара Девушкина о силе литературного слова (читая Пушкина или Гоголя, герой словно видел свою жизнь, «разложенную по полочкам», а то и хотел вступиться за своего собрата – бедного служащего) сегодня звучат очень актуально, без иронии, а, напротив, напоминают о способности искусства умягчать сердца.

Новый тренд искать локальную идентичность в старинных русских городах, как бы возрождать их заново после советской унификации не может не импонировать, хотя взялись за него сегодня многие (впрочем, столько восстанавливать из руин и забвения в России, что еще на 200 лет всем меценатам дела хватит). То есть буквально заглянешь в зарайскую чайную на ярмарке и познакомишься с новоиспеченным инвестором, который закладывает сразу два свежих фундамента (и каждый требует к культурному слою научной аккуратности) – под гостиницу и под чайный дом в русском стиле с той самой «пьющей баранкой» в ассортименте. Старинный русский рецепт, однако: баранка, напитанная вареньем или фруктовым сахарным сиропом.

Но вот чтобы баранка нашла своего дегустатора, нужно устроить хитрую цепочку инфраструктуры, придумать – зачем и как приезжать туристу в Зарайск?

Старая парадигма туристического маршрута по отдельно взятым музеям сегодня уже не работает, хотя таковых здесь множество. И музей-мастерская советского скульптора Анны Голубкиной, и само Даровое, и собор, возведенный знаменитыми купцами-меценатами Бахрушиными до революции, и Зарайский кремль на берегу реки Осетр, самый маленький из российских, но хранящий на своей территории археологический комплекс верхнепалеолитической стоянки. Но сегодня туристу нужна заботливо воссозданная атмосфера – и связующая идея.

Чтобы интересных и востребованных предложений стало больше, в Зарайске действуют особые условия для предпринимателей, программа схожа с федеральной по восстановлению российских дворянских усадеб. Город готов сдавать дома в аренду за один рубль с тем, чтобы инвесторы их восстановили в историческом облике. Рассказывают, что предприниматели называют такие проекты «высокодуховными инвестициями». Окупиться бывает сложно, но видеть красивые плоды своих трудов радует душу. Словом, внутренний туризм в России обретает новую мотивацию.

Зарайск–Москва


Читайте также


У нас

У нас

0
629
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2156
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
5364
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
1501

Другие новости