0
5522
Газета Культура Печатная версия

16.07.2024 19:42:00

Девятый концертный сезон "Сириуса" начнется 22 декабря в новом зале

Худрук завершившегося на федеральной территории фестиваля "Дни танца" Светлана Захарова представила зрителям редкие образцы хореографии

Тэги: сириус, концертный сезон, фестиваль, дни танца, светлана захарова


сириус, концертный сезон, фестиваль, дни танца, светлана захарова «Свадебка» в постановке Иржи Киллиана – одна из уникальных постановок, показанных в «Сириусе». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Концертный сезон федеральной территории «Сириус» богат событиями круглый год, но летом – особенно. Один проект с минимальной передышкой сменяет другой. Уже начался Большой музыкальный фестиваль (читайте о нем в ближайших выпусках «НГ»), а в начале июля завершились «Дни танца». Проект, которым руководит прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, прошел в «Сириусе» во второй раз.

Сцена Университета «Сириус» (в прошлом – медиацентра Олимпиады) не слишком подготовлена для театральных постановок. Скажем, опера здесь пока не шла, но балет представить рискнули. Танцевальное направление в «Сириусе» курирует Светлана Захарова, у нее здесь собственная школа, мастер-классы балерины проходят и в Образовательном центре, куда на смены приезжают самые талантливые дети из регионов.

Захарова, воплощая желание представить в «Сириусе» балет на острие сегодняшнего дня, составляет оригинальную программу. В 2023 году в «Сириусе» выступил «Урал Опера Балет» с программой миниатюр молодых хореографов, в том числе и тех, кто вырос внутри труппы. Вошла в спектакль и постановка Вячеслава Самодурова, на тот момент – руководителя труппы. Вечер одноактных балетов представил Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, наконец, сама Захарова вышла на сцену в спектакле Большого театра «Кармен».

Комментируя свой выбор, Захарова подчеркивала, что мечтает показать зрителям «Сириуса» шедевры классического балета, но, очевидно, это будет возможно только в новом концертном зале. Эту мысль поддерживает и художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс Йоахим Фрай: «Я очень благодарен Светлане, потому что в течение многих лет она развивает здесь, в «Сириусе», образовательное направление, и вот теперь совмещает это с созданием замечательных программ для этого проекта. И, как она уже сказала, для нас не будет существовать каких-либо границ. Безусловно, в следующем году в это же время мы сможем провести «Дни танца» уже в оснащенном технически новом концертном центре. Мы находимся в постоянном контакте со службами Большого и Мариинки и уже знаем, что на нашей сцене мы сможем показать 90% репертуара этих театров. Это вдохновляет на ожидание». Следующий, девятый концертный сезон «Сириус» откроет 22 декабря в новом зале, строительство которого уже завершено – идет внутреннее оснащение.

Тем не менее классический балет вошел в программу «Дней танца» уже этим летом: «Дон Кихота» в редакции датского хореографа Йохана Кобборга показал петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона. Кобборг представил историю рыцаря глазами Сервантеса, показал, как сюжет рождается в воображении писателя. По словам художественного руководителя театра Андриана Фадеева, эта постановка была создана к 200-летию Мариуса Петипа: «Кобборг сохранил в ней лучшие фрагменты оригинального хореографического текста, а заодно сумел разнообразить его новыми танцевальными номерами». К слову, сам Фадеев практически сразу после возвращения с черноморского побережья был назначен худруком балета Мариинского театра. Видимо, Валерий Гергиев оценил потенциал Фадеева, сумевшего смело – и успешно – изменить репертуар Театра балета им. Якобсона. Одним из последних дел Фадеева в прежнем статусе стало приглашение на работу в качества педагога Ульяны Лопаткиной: балерина работает с артистками над «Лебединым озером». Вдруг возникает вопрос – не будет ли продолжения у этих кадровых решений?

Открывал «Дни танца» Пермский театр оперы и балета с двумя постановками, которые могут считаться уникальными. «Свадебка» Стравинского в постановке Иржи Киллиана и «The Second Detail» с музыкой Тома Виллемса в постановке Уильяма Форсайта. Оба спектакля – безусловные шедевры, в 2021 году, когда они появились в репертуаре театра, труппа Пермского театра была единственной с мире, которая танцевала «Свадебку», и одной из немногих, кто мог браться за хореографию Форсайта, которая, по словам худрука труппы Алексея Мирошниченко, требует немолодых артистов в статусе солистов или близком к нему. По стечению обстоятельств лицензии на спектакли были продлены на пять лет в начале февраля 2022 года, так что Пермь сегодня остается едва ли не единичным обладателем хореографии великих западных хореографов.

Завершали «Дни танца» гастроли Мариинского театра со спектаклями «В ночи» и «Concerto DSCH». Романтичный, чувственный балет «В ночи» на музыку ноктюрнов Шопена идет в театре с 1990-х. Когда-то в постановке американского хореографа Джерома Роббинса блистали Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, сейчас – Виктория Терешкина: прима Мариинки предстала и перед зрителями «Сириуса». Второй спектакль тоже относится к вершинам современной хореографии. Достаточно сказать, что «Concerto DSCH» был создан Алексеем Ратманским для New York City Ballet, затем спектакль появился в миланском «Ла Скала», и только потом хореограф адаптировал постановку для артистов Мариинки. Музыка Второго концерта Шостаковича (в названии балета – музыкальная монограмма композитора DSCH), обыгрывающая в крайних частях легкий, пионерский, устремленный в «светлое будущее» стиль, у Ратманского передается через попытку нащупать соответствующую лексику. Но по-шопеновски лирическая медленная часть проявляет над коллективным – личное, и в этом смысле на первый взгляд контрастные «В ночи» и «Concerto DSCH» сближаются.

Сириус–Москва


Читайте также


Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Один из главных принципов «Докера» – кино важнее документа

Вера Цветкова

Когда реальность превращается в искусство

0
1619
Константин Богомолов эпатирует Петербург «жизнью на Патриках»

Константин Богомолов эпатирует Петербург «жизнью на Патриках»

Елизавета Авдошина

Премьера режиссера впервые состоялась в Александринском театре

0
4831
Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Венецианский фестиваль повернулся к зрителю своей человеческой стороной

Алиса Сафонова

Режиссеры отвечают на вопрос, как спастись в современном мире

0
2905
Фанатов высоких скоростей ждут на Фестивале технических видов спорта

Фанатов высоких скоростей ждут на Фестивале технических видов спорта

Елена Крапчатова

Московские любители мощных моторов могут попробовать обогнать пилота Формулы-1 на трассе в Печатниках

0
1934

Другие новости