0
2845
Газета Культура Интернет-версия

15.07.2024 11:10:00

И этот Пушкин тоже мой!

О премьере «Сквозь метель» в ТЮЗе им. Брянцева

Полина-Тереза Давыдова

Об авторе: Полина-Тереза Давыдова


Фото с сайта театра

Дмитрий Турков поставил в ТЮЗе спектакль про Пушкина, который от лица Белкина сочиняет «Метель» в Болдинскую осень, одновременно ждет свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой, обсуждая с тещей вопросы приданого, аттестуется благонадежным творцом, принадлежным Николаю I в союзе с Бенкендорфом, и надеется, что на «закат печальный» все-таки «блеснет любовь».

В орбиту художественных раздумий режиссера вошел, как он сам говорит, «помимо образа метели, огромный, космический масштаб личности Пушкина», который, бесспорно, трудно материализовать театральными средствами, но режиссер попытку осуществил. Главное, в представленной режиссерской версии «космической личности Пушкина» – принципиальный отход от величавой академической значительности. Пушкин в исполнении Радика Галлиулина - современный лирический герой, в 30 лет ищущий опоры в обществе и в семье. Легкий, пластичный, как бы ловящий волну собственных чувств и мыслей в прямом диалоге со зрителем (главным своим собеседником). Пушкин Галлиулина на авансцене простодушен и лукав, доверчив и подозрителен, весел и грустен – одним словом, человек во всех его обыденных проявлениях. О том, что перед нами образ признанного гения напоминает его посмертная маска на заднем плане сцены и видеопроекция памятника, мерцающая на черном фоне (видео-художник Игорь Домашкевич).

Персонажи «Метели» возникают в бессознательном автора на фоне его любовных переживаний в поисках счастья в браке. Для этого брачного счастья, как известно, было мало оснований, и известен трагический финал. Вероятно поэтому, в спектакле реальный биографический контекст намечен пунктиром. События, подробнейше исследованные сотней пушкинистов, в спектакле поданы как неотвратимый, но гармоничный ход вещей. Задать историческому времени новый ход позволяет сценография Ксении Булдаковой: на сцене выстроена спираль (сам режиссер называет ее «кольцами Сатурна»), символизирующая жизнь «по спирали». В коловращение ситуаций, любовных перипетий, вихрей метели включены все персонажи спектакля, облаченные в элегантные - с отголосками современной моды - белоснежные костюмы, что принципиально разделяет всю эту «группу лиц без центра» - с Пушкиным, он традиционно в черном, в цилиндре и с пером.

Двоемирие - мир персонажей, включая невесту, тещу, Вяземского, царя, и мир Одного в своем инобытии творца - в спектакле бесконфликтно. Мира два, они разные, но объединены природной стихией – метелью, отсеивающей случайное и определяющей судьбу. Так и в повести «Метель» – Марии Гавриловне и Бурмину было суждено жить вместе. И, как заяц беляк (актриса Анна Петросян), встретившийся Пушкину на опушке (правда, раньше: в 1825 году), предсказал несчастье от белого человека, так несчастье в 1837 году и свершилось.

Ритм и голоса судьбы в спектакле воплощает живой оркестр под руководством композитора и музыканта-виртуоза Николая Горлова. В образе Терешки-музыканта, в белых валеночках и мохнатой шапке, он вроде бы обычный крепостной скоморох, но на деле – комментатор или даже дирижер мистерии. «Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне…», – поют персонажи в белом на манер античного хора, комментирующего поступь рока. Р. Галлиулин – Пушкин в паре с музыкантом Н. Горловым солируют, но поют все, - жанр спектакля обозначен как «саунд-драма». И даже звучащие как карикатура вокальные номера, например, в исполнении страждущей любви Марии Гавриловны (Ирина Волкова) не режут слух, а интонационно подчеркивают надуманность ее первой страсти к Владимиру (Данила Лобов), которая и исчезла, как дым, сметенная снеговой бурей…

Ровно также иронично-игривый музыкальный ряд - шальная гармошка, густые бархатные пассажи контрабаса вкупе с фортепьянной музыкой, барабаном и гитарой отсвечивает колеблющегося в своих выборах Пушкина, лукаво полушепотом вспоминающего, что Гончарова его 113-ая любовь.

Осознанный отказ от личной свободы – главная задача Поэта в спектакле, всем (и властям) обещающего «Я Ваш!» Казалось бы, тема заявлена как трагическая: художник и мир, поэт и толпа. Но в данном случае вопрос решается иначе: Пушкин всех видит, как тени в лунном освещении, слышит, как ноты мировой симфонии. Все образы во Вселенной - плод фантазии, мечта художника. И если так, то Он Автор этого мира, и тогда ничей! И даже Зайцу в ответ на протянутый пистолет Пушкин показывает перо. Пером силен поэт. Нерукотворный памятник воздвигнут. Рукописи не горят. Провидение, рок – все пустое!

Снятие контекстуального (предвосхищаемого) трагизма очевидно как в каждой повести Белкина, в том числе, в «Метели», так и в спектакле, где история Марии Гавриловны и Бурмина лишена не только трагического звучания, но и психологизма. Принудительная психологическая скупость в актерской игре, по ощущению, не без труда дается артистам: тут все словно бы перекрывает (закупоривает) возможности актерского переживания с объяснением мотивов поведения. Самодовлеющая музыкальная партитура, дополнительные к литературной - роли хористов, музыкантов, прямые обращения в зал – то есть принципиальная условность этого поэтико-метафорического спектакля вынуждает искать особый способ сценического бытия, выстроенного на ассоциациях, игре с амплуа и маской.

Наиболее точно попадающими в режиссерский замысел в спектакле смотрятся Аделина Любская в роли Дуняши, Анна Петросян в роли Зайца, Наталии Николаевны и Арины Родионовны, актерская природа которых располагает к импровизации. Но и другие артисты раз от разу все решительнее вовлекаются в игру. Анна Дюкова в роли Прасковьи Петровны грациозна и забавно трогательна в ожидании «решительного» объяснения молодых. И тут большая заслуга хореографа Антона Дорофеева, задавшего персонажам в белом движение в форме абстрактных легких полутанцевальных пластических этюдов.

Спектакль легок и в восприятии, хотя говорится в нем о многом и сложном. Бесы, суровый Бенкендорф (бесстрастно-грозный в исполнении Алексея Титкова), безденежье, метель, роковые страсти – все здесь в одном бытийном ряду, требующем от поэта воли к самой жизни. В спектакле волей к жизни Пушкина заряжают им же вымышленные персонажи: и Мария Гавриловна, и Татьяна, конечно, своевольно вышедшая замуж, и «чистейшей прелести чистейший образец» Наталия – все, кого он любит. «Главным в его подходе была любовь», – писали критики о выдающемся режиссере XX века Петре Фоменко. Любовью, надеждой на новое измерение жизни проникнут и спектакль «Пушкин. Сквозь метель». И все, что знает зритель о Пушкине со школьной скамьи, он вспоминает на этом спектакле. И говорит: «И этот Пушкин тоже мой!»

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1046
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
646
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1258
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1255

Другие новости