0
4618
Газета Культура Печатная версия

04.07.2024 18:29:00

Оммаж "Русским сезонам" в Русской Палестине

Подмосковный опен-эйр фестиваль "Лето. Музыка. Музей" в седьмой раз собирает любителей классической музыки у подножия Ново-Иерусалимского монастыря

Тэги: подмосковье, фестиваль, лето музыка музей, классическая музыка, сергей дяглев, русские сезоны


подмосковье, фестиваль, лето музыка музей, классическая музыка, сергей дяглев, русские сезоны На фестивале «Лето. Музыка. Музей» возле стен Ново-Иерусалимского монастыря. Фото Армана Тадевосяна предоставлено пресс-службой фестиваля

Московская область становится все большим конкурентом столичному мегаполису в плане культурных событий. Один из самых густонаселенных регионов России, древнее ядро Великого княжества Московского – исторического центра современной русской государственности, изобилует памятниками истории и архитектуры, привлекающими туристов, богат малыми городами, каждый из которых – своеобразная жемчужина.

Древние кремли и монастыри, дворянские усадьбы и храмы разнообразных стилей, художественные музеи иногда по-настоящему столичного уровня (хотя бы Серпуховский историко-художественный музей – коллекция фабрикантши Анны Мараевой) – культурные доминанты региона. В последние годы к ним присоединились летние музыкальные фестивали, привлекающие внимание меломанов – как местных, так и из столицы.

Один из крупнейших и значительных проводится в Истре, на территории историко-художественного музея «Новый Иерусалим» – он открылся 3 июля уже в седьмой раз. Фестиваль традиционно привлекает к участию серьезные коллективы – в этом году здесь выступят Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова, Российский национальный оркестр, Большой театр, дирижеры Дмитрий Юровский (худрук фестиваля), Клеман Нонсьё, Дмитрий Лисс, солисты Николай Луганский (фортепиано), Павел Милюков (скрипка), Александр Рамм (виолончель), именитые и молодые певцы Большого театра.

Тема нынешнего фестиваля – Сергей Дягилев, 95-летие со дня смерти которого приходится на этот год: музыкальные сочинения, так или иначе связанные с его «Русскими сезонами», композиторские имена «круга Дягилева» стали основой программы форума. Римский-Корсаков, Стравинский, Дебюсси, Лядов, Прокофьев, Равель – но не только: Чайковский, Бородин, Мусоргский, Сен-Санс, Вебер, Сибелиус, – словом, репертуар богатый и изысканный, практически на любой вкус. 180-летию со дня рождения Римского-Корсакова посвятят два больших монографических концерта солистов Большого театра – главный оперный коллектив страны даст как симфонический («Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник», фрагменты из «Китежа» и «Золотого петушка»), так и оперный (арии, дуэты, хоры и иные фрагменты из «Садко», «Снегурочки», «Салтана», «Китежа», «Млады», «Майской ночи», «Ночи перед Рождеством», «Кащея бессмертного») гала.

Открытие форума вышло парадным и ориентированным на самый широкий вкус – прозвучали сочинения как сверхпопулярные, так и, безусловно, гениальные. Монументальный Первый фортепианный концерт Чайковского, всегдашняя визитная карточка русского искусства как в мире, так и для собственной аудитории, прозвучал в исполнении ГАСО имени Светланова ярко и размеренно, со вкусом была сыграна каждая тема, нарочито подчеркнут каждый контраст.

В интерпретации маэстро Юровского концерт-декларация предстал торжественным порталом, словно открывающим ослепительную бальную залу, пышный театр или величественный концертный зал – достойное начало фестивальной программы. Николай Луганский, вспомнив юность, когда именно с этим концертом он стал почти золотым лауреатом Конкурса имени Чайковского (1994 год, вторая премия, первая не присуждалась), обеспечил постепенный накал страстей в знаковом сочинении: начав несколько философично и мечтательно, он постепенно достиг вершин экспрессивности, продемонстрировав блестящую технику в труднейших, если не изнурительных пассажах сочинения. На бис именитый солист исполнил фортепианную транскрипцию рахманиновской «Сирени», своего композитора-кумира, напомнив о персоне-хедлайнере прошлого года и предыдущего истринского фестиваля.

Второе отделение инаугурационного концерта вышло стопроцентно дягилевским. Томная лирика «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси с его прихотливой мелодикой и изысканными соло была оттенена буйными, как и положено, «Половецкими плясками» из «Князя Игоря» Бородина, а венчала программу «Жар-птица» Стравинского – здесь оркестр достиг высот звуковой колористики и подлинной экспрессии. Все музыкальные сочинения сопровождали видеопроекции: и если в первом отделении они оказались абстрактно-невыразительными, тривиальными, то сочинения дягилевской половины были поддержаны визуальными фантазиями по подходящим живописным полотнам мирискусников, благодаря чему был достигнут художественный синтез видимого и звучащего, столь важный для современной публики, которой на концерте-открытии фестиваля было полным-полно.


Читайте также


У нас

У нас

0
469
Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
2331
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2035
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
5359

Другие новости