0
4988
Газета Культура Интернет-версия

13.06.2024 20:47:00

Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Певец и новоиспеченный лауреат Госпремии выступил с концертом к 185-летию композитора

Тэги: ильдар абдразаков, госпремия, концерт, мусоргский


ильдар абдразаков, госпремия, концерт, мусоргский Певец и пианистка уже четверть века выступают в дуэте. Кадр из видео Московской филармонии

На этой неделе были названы лауреаты Государственной премии в области науки и технологий, литературы и искусства, а также за выдающиеся достижения в правозащитной и благотворительной деятельности в 2023 году. За вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства премию получил певец Ильдар Абдразаков.

Один из лучших басов мира в последние годы сосредоточил свою деятельность внутри России: кроме концертирования он выполняет и социальную миссию, организует фестивали и мастер-классы, поддерживая молодое певческое поколение. Один из композиторов, которым певец уделяет активное внимание, – Модест Петрович Мусоргский. Партия Бориса Годунова прозвучала в исполнении Абдразакова в миланском Ла Скала – а затем и на лучших отечественных сценах. Недавно в Московской филармонии он исполнил камерную музыку Мусоргского.

На сцене Концертного зала им. Чайковского прозвучали жемчужины вокальной музыки Мусоргского – его лирические романсы, сатирические миниатюры и легендарный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова. Партию фортепиано исполнила грузинская пианистка, концертмейстер театра Ла Скала в Милане Мзия Бахтуридзе, с которой у Ильдара давно уже сложился феноменальный творческий тандем.

Сегодня Абдразаков продолжает великую русскую традицию выдающихся интерпретаций произведений Мусоргского. Его безупречная трактовка партии царя Бориса Годунова считается вершиной исполнительского мастерства. Сокровищницу камерно-вокальной лирики Ильдар Абдразаков охотно дополняет самобытными вокальными зарисовками Мусоргского: его сценки из народной жизни, сатирические миниатюры, памфлеты, фантазии продолжают линию романсов Даргомыжского. В их числе такие песни, как «Желание», «Много есть у меня теремов и садов», застольная «Веселый час», «Что вам слова любви», «Где ты, звездочка», «Ночь», «Козел», «Классик», Гопак и, конечно же, легендарная «Песня о блохе».

Перечисленные романсы составили основу программы первого отделения вечера. В каждой вокальной миниатюре Ильдар мастерски преображался то в истового, наслаждающегося праздной жизнью чиновника, то в скромного лирика, то в самонадеянного ловеласа.

Кульминацией концерта стала фантастическая интерпретация вокального цикла «Песни и пляски смерти», созданного Мусоргским на стихи его друга Арсения Голенищева-Кутузова. Композитор живописал в музыке горькую правду жизни, искренне выражая свою любовь и сочувствие к народу и обездоленному человеку. Образы четырех песен просты и бесхитростны: отчаявшаяся мать у постели умирающего ребенка («Колыбельная»), крестьянин, замерзающий в лесу («Трепак»), мертвое поле, усеянное телами павших в бою воинов («Полководец»), молодая девушка, не успевшая познать счастья любви («Серенада»).

Все четыре песни цикла предстали как единое целое. Ильдар Абдразаков переживал их содержание как свое личное горе: страдания, отчаяние, беспокойство чувствовались в каждом романсе. Впервые вокальный цикл Мусоргского Ильдар Абдразаков спел в Санкт-Петербурге в 2016 году, а спустя несколько лет повторил его в Москве в рамках просветительских концертов «Истории с оркестром» вместе с ГАСО России им. Светланова под управлением Владимира Юровского.

Ильдар Абдразаков говорит: «Я долго не решался взяться за «Песни и пляски смерти». Произведение эмоционально и тонко написано, в каждом его такте можно найти свою краску. Галина Вишневская, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко – все они пели по-разному, каждый находил в «Песнях» свою мысль. Этот вокальный цикл, даже если его не ставить как спектакль, можно настолько хорошо сыграть, что слушатель нарисует картинку в своем воображении. Никакая декорация на сцене не нужна. В этом произведении уже все написано об игре добра и зла».

Исполненная на бис сцена смерти царя Бориса из оперы «Борис Годунов» вселила страх и трепет, от каждого слова, спетого Ильдаром, можно было содрогнуться. Фортепианная партия и вовсе оказалась созвучной оркестровой фактуре, так пронзительно слышит и переживает эту музыку Мзия Бахтуридзе. Неудивительно – музыканты чувствуют друг друга, ведь выступают вместе они уже 24 года. 


Читайте также


 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
2364
 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
3516
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6313
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
4856

Другие новости