0
5190
Газета Культура Печатная версия

19.05.2024 18:05:00

Глубокая простота заповеди в театре "Шалом"

Яна Тумина поставила "Люблинского штукаря" в совершенно необычном жанре

Тэги: театр шалом, премьера, яна тумина, люблинский штукарь, рецензия


театр шалом, премьера, яна тумина, люблинский штукарь, рецензия История жизни гениального выдумщика превращается в изысканную визионерскую игру. Фото Анны Лебедевой со страницы театра «Шалом» в «ВКонтакте»

Появление произведения Исаака Башевиса-Зингера в новом репертуаре театра «Шалом» было делом времени, хотя театр сегодня формирует афишу «не по формальному признаку принадлежности к еврейству, а по сути и духу». Нобелевский лауреат Башевис-Зингер – один из самых известных еврейских писателей для России и, к счастью, хорошо переведенный. Но главная особенность премьеры в том, что роман поставлен в совершенно необычном жанре. Петербургский режиссер Яна Тумина работает на стыке драмы, цирка и физического театра. На сцене театра «Шалом» притчевая история жизни гениального выдумщика из местечка под Варшавой превращается в изысканную визионерскую игру.

Над спектаклем работали пять художников, и их кооперация создает на камерной сцене оптическую иллюзию уходящей вдаль перспективы, хотя сначала зрители видят только два полотнища из крафтовой бумаги, которые станут расписными задниками. Только не как в старинном театре рукотворными, а оживляющими место действия с помощью видеоарта. Наложенные в два слоя, они создают иллюзию объема, между ними проходят актеры, выглядывая в окошечки, подчас раздваиваясь на своих двойников, и транслируемое изображение тоже преломляется, умножается, как в лабиринте, чтобы в конечном итоге создать эффект настоящих живых картин. Когда главный герой Яша Мазур (Евгений Овчинников) стоит в котелке, обращенный спиной к залу, смотря на плывущие по небу облака, сцена явно отсылает к картине Рене Магритта «Сын человеческий».

Тема адамова искушения – ключевая и для знаменитой картины с яблоком – возникает не случайно: именно ей посвящен сюжет Башевиса-Зингера. Талантливого фокусника, открывающего любые сейфы и обладающего даром гипнотизировать людей, однажды захлестывает искушение – почему бы не использовать свои умения для личного обогащения и наконец вырваться из бедняцкой жизни бродячего артиста без гроша за душой? Этот моральный конфликт явлен зримо: сцена становится полем битвы Ангела (Николай Тарасюк) и Беса (Антон Шварц). Рядом, в воспоминаниях Яши, и его отец (Григорий Каганович), убеленный сединами старик, но его увещевания не достигают цели. Все больше запутываясь в перипетиях судьбы, мотающей легкого и звонкого, «свободного как птица» циркача по городам и весям, Яша бросается от одной женщины к другой, последовательно разрушая и их судьбы. От бездетной, но преданной ему жены Эстер (Анна Терентьева) к немой, обожающей его юной Магде (Алина Исхакова), страстной Зевтл (Евгения Романова) и, наконец, роковой красавице Эмилии (Елизавета Потапова), от которой он теряет голову. Но ни чужие жены, ни украденная чужая собственность не приведут его к счастью, и только рука Всевышнего даст ему шанс перерождения через испытание. Он должен потерять все, чтобы обрести себя. В финале заточив себя в отшельничью башню, он становится почти пророком, чтобы своим примером научить библейской заповеди – не возжелай чужого.

Визуальная эстетика спектакля пастельных тонов с яркими цветными всполохами костюмов вкупе с оригинальным саундтреком, где европейская музыка перемежается клезмерской (бытовая музыкой евреев Восточной Европы), очень точно воссоздает атмосферу начала века в Восточной Европе и духа старого цирка. На сцене не глотают шпагу и не забираются «под купол», но изобретательное пластическое решение в каждой сцене (хореограф Алишер Хасанов) создает иллюзию акробатического танца и вихревого движения арены, где фокус прячется в наглядных метафорах и неожиданных театральных приемах. В том, как артисты внезапно сменяют друг друга на сцене, как бы растворяясь в пространстве, как часть декорации вдруг становится частью костюма, как волшебным способом совсем небольшая сцена теряет свои зримые границы с помощью виртуозной игры света и – словно открывается иное измерение…

С момента перезагрузки (для театра она произошла в 2021 году) вот уже второй сезон «Шалом» продолжает вместе с репертуаром пополнять и труппу: каждая новая премьера или заново знакомит зрителей с сохранившейся частью труппы, или привлекает новых артистов. И отдельное любопытство вызывает, каких артистов соберет новоявленный спектакль, сочетая разные поколения на сцене, где свежесть артистической молодости будет соревноваться с внушительным театральным опытом артистов постарше. Радостное обретение театра – приход в труппу замечательного актера Дмитрия Цурского, почти три десятка лет он служил в Театре на Малой Бронной. Мхатовец по школе, Цурский, имея элегический темперамент, может сыграть в крошечной гротескной или реалистической роли зримые судьбу и характер человека; в «Люблинском штукаре» он выходит в эпизодических ролях хваткого антрепренера и аргентинского криминального барона, и узнать его совершенно невозможно, такова сила преображения. Открытие спектакля и актриса «Шалома» Светлана Свибильская. Пока ей тоже достаются только эпизодические роли, но ее сильное и редкое трагикомическое амплуа еще ждет своего режиссера – и, хочется верить, найдет. 


Читайте также


«Сто лет одиночества» стали сериалом

«Сто лет одиночества» стали сериалом

Наталия Григорьева

История семьи Буэндиа из Макондо обрела экранное воплощение

0
2256
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4238
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
4356
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
4114

Другие новости