0
5676
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2024 18:41:00

Современный театр начинается с менеджера

Важно научиться думать о том, насколько с тобой комфортно работать остальным

Тэги: театральный менеджмент, театр шалом, андрей соколов, интервью


театральный менеджмент, театр шалом, андрей соколов, интервью Для директора театра «Шалом» Андрея Соколова взаимоотношения с учредителями – самая большая непреходящая боль. Фото агентства «Москва»

Профессия театрального менеджера сегодня набирает популярность. О том, что люди ищут в театральном управлении и профессиональных фестивалях, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ поговорила с директором театра «Шалом» Андреем СОКОЛОВЫМ.

– Андрей, говорят, что нынче театр начинается не с вешалки, а с его директора. Почти десятилетие театр «Шалом» жил в забвении, артисты играли остатки репертуара по чужим сценам, здание театра пребывало в вечном ремонте. Но тут приходит тандем главреж Олег Липовецкий + директор Андрей Соколов – и все начинается... Каков ваш рецепт идеального директорства?

– Я думаю, на деятельность директора во многом влияет совместная работа с его первым руководителем. И счастливчики те, кому повезло в этом отношении. Мне повезло. Для меня пример в работе – это Олег Лабозин. Я с большой теплотой вспоминаю наши профессиональные эксперименты. Для того чтобы достигнуть успеха, человек должен быть подвижен, активен, всегда готов чему-то учиться, подстраиваться под меняющийся мир. Не забывать о своих сотрудниках и коллегах. Важно научиться думать не только о себе, но и о том, насколько с тобой комфортно работать остальным.

Я знаю, что у вас два актерских образования. Скажите, это помогает в нынешней профессии?

– Конечно, помогает. Во-первых, харизма – во время учебы в институте она была прокачана до максимального уровня. Во-вторых, я знаю все боли артистов, мне проще понимать и ценить их труд, ведь они не просто сотрудники, на них держится театр.

Сейчас вы заместитель худрука театра «Шалом» – уникального театра с большой историей. Это вдохновляет?

– Конечно! Театру почти 90 лет. Мы правопреемники еще ГОСЕТ, у нас до сих пор хранится кресло нашего основателя Соломона Михоэлса. Бережем его как зеницу ока! Этот сезон мы открыли спектаклем художественного руководителя Олега Липовецкого об истории театра «Шалом» с 1948 года по сегодняшний день. Это дань благодарности всем, кто участвовал в его становлении.

А вы считаете нужным влиять на работу репертуарной или художественной части театра?

– У нас с худруком Олегом Липовецким модель работы win-win, когда все в выигрыше. Каждый делает свое дело: худрук определяет репертуар и занимается творческими вопросами абсолютно гениально. На мне лежат хозяйственные, финансовые, юридические вопросы. И как Олег Михайлович не препятствует менеджерским начинаниям, так и я не влезаю в творчество. Честно говоря, задач в театре так много, что погружаться еще и в творческую часть нет ни сил, ни возможностей, ни желания.

В 2021 году вы стали лауреатом Вахтанговской премии театральных менеджеров. Интересно узнать, повлияла ли эта премия на вашу работу? И вообще – важно где-то встречаться директорам театров?

– В 2021 году я возглавлял Мытищинский театр драмы и комедии «Фэст», и благодаря фестивалю театральных менеджеров получилось поделиться опытом с коллегами. Безусловно, количество и качество знакомств выросло многократно. Сейчас я сам вот уже третий год подряд в оргкомитете ВФТМ. И думаю, это очень важно для менеджеров – встречаться, общаться. Именно встречаться, без соревновательности. Мы разбросаны по стране, у всех разные возможности, бюджеты, отношения с учредителями. Намного важнее делиться классными практиками, передавать коллегам то, что наработал и узнал. Все спикеры ВФТМ всегда щедро делятся опытом, контактами, наработками, исследованиями. И становится понятно, что сильный менеджмент есть не только в Москве. Вдобавок мы ежегодно меняем тему фестиваля, придумываем новые форматы для передачи знаний и нетворкинга. В этом году у нас, например, открываются форсайт-сессии для менеджеров. Мы соберемся в Сколкове и в сопровождении профессиональных модераторов будем говорить о том, куда идет театр, как он будет развиваться через пять, десять лет. Этого еще никто не делал, мы – первые.

Какие вопросы и темы возникают из года в год и никак не могут разрешиться?

– Наша главная проблема – взаимодействие учредителя и учреждения культуры. Учредители везде разные, регионы разные, у всех разное отношение. Взаимоотношения с учредителями – это самая большая непроходящая боль. Поэтому на каждый ВФТМ мы приглашаем представителей госаппарата: чиновников, сотрудников администрации президента, министров. Это нужно, чтобы они из первых уст слышали проблемы театров. В этом году в Москве у нас соберется около 10 министров. Большинство представителей власти с удовольствием идут на контакт, потому что это интересно и приносит плоды.

Фестиваль– это своеобразная форма обучения?

– Это нельзя назвать учебой в строгом смысле, скорее передачей положительного практического опыта. Мы приглашаем спикеров, которые простыми словами рассказывают о проблемах и способах их решения. Сейчас, например, много вопросов по закону о рекламе, не все понимают, как его применять на практике.

Но элемент учебы тоже присутствует в этом году. Мы запланировали около 10 секций по темам маркетинга, рекламы, негосударственных театров. Впервые будет секция управления рисками в организациях культуры. Кстати, в этом году ВФТМ в первый раз выходит на международный уровень – он в начале июня пройдет в Бишкеке. Мы хотим пригласить как можно больше коллег из стран СНГ, посмотрим, что из этого получится.

А каким вы сегодня видите будущее театрального менеджмента?

– Будущее сложное, потому что количество вопросов растет. Постоянно увеличивается операционная деятельность и соответственно нагрузка на менеджмент. Появляются новые формы отчетности, изменения в законодательстве, технологиях. Важно поддерживать гибкость ума. Менеджер будущего должен очень быстро адаптироваться ко всему новому.

Главное – не забывать, что все мы служим во благо театра, артистов, зрителей, искусства. Если не заботиться о сотрудниках и зрителях, то первые будут работать нехотя, из-под палки, а вторые просто уйдут. Театральный менеджер – это про многозадачность, иначе будет провал.

Принято считать, что среднестатистический зритель – это женщина в возрасте за 50, потому что мужчины вообще редко в театр ходят. Вы согласны с этим мнением?

– Мы обсуждали это на фестивале, пытались составить портрет такого зрителя. И получилась симпатичная дама-рантье, которая вышла на пенсию и в ее распоряжении много свободного времени. Она интересуется искусством и следит за собой. С другой стороны, даже при беглом взгляде на живой зрительный зал можно убедиться в том, что в театр ходят люди разного пола, разных возрастов и профессий. И мы этому рады. 


Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
3169
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2789
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5348
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
5777

Другие новости