0
5186
Газета Культура Интернет-версия

02.05.2024 16:12:00

Госоркестр Республики Башкортостан выступил в Санкт-Петербурге

Коллектив активно гастролирует по городам России

Тэги: госоркестр республики башкортостан, гастроли, санкт петербург


госоркестр республики башкортостан, гастроли, санкт петербург В Петербурге с оркестром из Уфы выступил Денис Мацуев. Фото Михаила Вильчука. 2024 © Мариинский театр

Апрельское выступление ГАСО Республики Башкортостан во главе с главным дирижером Дмитрием Крюковым в Концертном зале Мариинского театра стало важным событием в жизни коллектива и украшением афиши Северной столицы.

Национальный симфонический оркестр Башкортостана появился на свет в Уфе в начале 1990-х годов. Два года назад коллектив отмечал свое 30-летие, а в конце прошлого года оркестру было присвоено звание «академический», свидетельствующее о высоком статусе и авторитетном признании. С 2019 года на должность главного дирижера заступил молодой дирижер, воспитанник московской школы Дмитрий Крюков, сумевший за пять лет художественного руководства добиться значительных успехов.

Сегодня оркестру подвластны сочинения практически любой сложности (Дмитрий Крюков исполняет в Уфе симфонии Малера и Брукнера), а коллектив регулярно выступает в крупных российских мегаполисах, включая Москву и Санкт-Петербург. Для региональных оркестров столичные гастроли подобны серьезному экзамену, который исполнители с южного Урала с честью выдержали.

Привлечение для премьерного выступления в Концертном зале Мариинского театра (в Северной столице оркестр однажды выступал на сцене Большого зала филармонии) в качестве солиста Дениса Мацуева обеспечило соответствующий резонанс и аншлаг. Вместе с башкирским оркестром знаменитый пианист исполнил фортепианные концерты Моцарта (№ 17) и Грига, как всегда продемонстрировав безупречную технику и безудержный темперамент.

Семнадцатый концерт Моцарта, созданный классиком для одной из своих учениц в апреле 1784 года, Мацуев сыграл аккуратным собранным звуком, позволив себе немного поэкспериментировать с темпом в финале, написанным, согласно легенде, на тему, которую композитору насвистывал его домашний скворец. Мелодии и темы под пальцами пианиста словно превращались в яркие картинки, брызжущие живой радостью, которую слегка омрачали тени легкой меланхолии медленной второй части. Пение птиц и журчание весенних ручьев было слышно и в музыке Грига, сыгранной с должным пафосом и экспрессией, особенно проявившейся в громогласной коде финале.

Оркестр грамотно поддерживал солиста, удачно вписавшись во все повороты и изгибы, хотя в Моцарте порой хотелось большей ясности и чистоты. На бис Денис Мацуев искусно, стеклянным прозрачным тембром исполнил «Музыкальную табакерку» Лядова и собственную импровизацию с вплетением григовских тем («Песня Сольвейг» и «В пещере Горного короля») приводящую к ожесточенной кульминации, вызвавшей шквал аплодисментов.

Второе отделение было чисто симфоническим, порадовав шедеврами музыки XX века. Дмитрий Крюков дирижировал наизусть «Морем» Клода Дебюсси и «Пиниями Рима» Отторино Респиги, увлекая за собой как музыкантов, так и сидящих в зале слушателей. В этих роскошных оркестровых пьесах был найден нужный баланс, показаны прекрасные тембровые переклички и умело выстроена линия развития с должным чередованием контрастных эпизодов. Так, например, в музыке Дебюсси движение шло от еле слышных таинственных отзвуков (переборы арфы, на фоне которых были ясно слышны тремоло скрипок и переклички у духовых) к мощному финалу, отражающему буйство стихии во всей ее красе и силе (грамотно выстроенное по обертонам монолитное звучание).

Четыре части симфонической поэмы «Пинии Рима» (нечастой гостьи на российских эстрадах) тоже были сплочены как фрагменты единого повествования. Среди самых запоминающихся моментов посвященной «итальянским соснам» поэмы – пение трубы на фоне звучащего у «хора» струнных григорианского хорала во второй части (Пинии возле катакомбы), чудесная мелодия у кларнета в начале и конце третьей части, обращенной к холму Яникул, и, наконец, чеканный ритм в финале (Пинии Аппиевой дороги), в котором рисуется неотвратимое механистичное шествие, напоминающее своим постепенным нарастанием и оглушительной мощью в конце знаменитое «Болеро» Равеля, появившееся уже после шедевра Респиги.

На бис Дмитрий Крюков продирижировал наполненным народными танцевальными ритмами собственным сочинением «Алга», что переводится с башкирского как «вперед» и символизирует дальнейшее стремление к новым вершинам и новым горизонтам.

Санкт-Петербург


Читайте также


Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
5739
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
4882
Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Ирина Радинович: «Для футуристических экспериментов 111 – идеальная юбилейная дата»

Анна Самойленко

Об истории, наследии и знаковых мероприятиях Музея петербургского авангарда

0
4558
Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Александр Матусевич

Театр "Астана Опера" показал в Большом национальную классику – оперу "Абай"

0
5313

Другие новости