На фото здание театра "Ведогонь" в Зеленограде. Фото сайта culture.ru
О том, чем живет театр за пределами МКАД, что определяет его репертуар, какую миссию он несет и как собирается отмечать свой 25-летний юбилей, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказал худрук зеленоградского «Ведогонь-театра» Павел КУРОЧКИН.
– Павел, о существовании «Ведогонь-театра» наслышана, некоторые ваши постановки видела на других площадках, но беседую с вами впервые. Почему именно «Ведогонь», какой смысл вы закладывали в это название?
– Когда мы создавали театр в Зеленограде, то хотели дать ему имя, а не длинное и казенное название. Во время учебы в Щепкинском театральном училище мы с однокурсниками серьезно занимались русским фольклором. В книге собирателя сказок Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» нашли красивое слово – «ведогонь». «Ведогонь» – дух живого существа, если его «ведогонь» погибает, то и само существо не живет. Решили, что это очень близко к сути театра, наполненного духом творчества. Люди, которые сталкиваются со словом «ведогонь» впервые, обычно интересуются, что же это такое, и у нас появляется возможность рассказать о древних истоках театрального искусства.
– Давайте чуть заострим внимание на миссии театра. Ваш «Ведогонь» расположен в небольшом городе-спутнике Москвы. Сюда столичная антреприза приезжает больше и чаще, чем в другие места. Зачем здесь нужен свой театр?
– Зеленоград создавался как центр электронной промышленности. Это город интеллектуалов: ученых, инженеров, новаторов. И у такого города не было своего театра. А он должен быть – со своей идеей, миссией! Театр же не только воспитывает и развивает людей, он повышает качество жизни. А я еще и живу в этом городе с рождения… История создания театра в Зеленограде для меня и четырех моих однокурсников по Щепкинскому училищу началась сразу после выпуска, в 80-е годы. Ректор училища даже называл нас тогда «неонародниками». Но для того чтобы театр в городе укоренился, надо было воспитать зрителя. Поэтому мы начали с создания детской студии.
– Вы сказали, что сразу после училища взялись за создание театра в Зеленограде. Такое в 80-е было возможно?
– Знаете же из Библии про жену Лота? Так вот, если бы я сейчас оглянулся назад, то в соляной столб, может, и не обратился, но волосы на голове точно зашевелились бы. В юности я не осознавал, насколько сложный путь нам предстоит.
Вступили мы на него в 1985 году, окрыленные мечтой. Но очень скоро поняли, что быстро только сказка сказывается. До того момента, как правительство Москвы учредило Зеленоградский государственный профессиональный театр, прошло много лет. Благодаря усилиям многих людей наш «Ведогонь-театр» все-таки появился. Произошло это 25 лет назад.
– Еще Шекспир говорил: «Ставьте перед собой большие цели, ведь в них легче попасть». Вы заметили, что хороший театр воспитывает зрителя. Воспитывает и репертуар. И вот здесь, как мне кажется, начинается самое сложное. Я не ошибаюсь?
– Недавно я увлекся игрой в судоку, сложность которой зависит от количества изначально заполненных клеток. В театральном репертуаре все так же, только перед нами «репертуарная палитра». «Ведогонь» – единственный театр в Зеленограде, который должен дать зрителю широкий выбор спектаклей. Еще есть труппа театра, которую нужно занять в репертуаре, чтобы актеры не теряли квалификацию. Есть продюсерский опыт: комедии и классические пьесы продаются легче. Это схема, из которой бывают исключения. Порой спектакль, который вроде бы в нее никак не укладывается, идет долго и с большим успехом.
– У вас в течение долгого времени шел спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Вы там играли царя Федора, правильно?
– Для меня это был первый опыт в выборе такого сценического материала. Александр Кузин – выдающийся российский режиссер, чьи постановки идут во многих театрах, – как-то приехал ко мне в гости. И вдруг заявил, что я обязательно должен сыграть царя Федора. Я увидел список действующих лиц на две страницы и ошалел. Там же массовые сцены, а у нас в труппе 20 человек! «Ерунда, – сказал Кузин, – сделаем камерную историю. Если ты сейчас не сыграешь царя Федора, ты его не сыграешь никогда!» И – случилось.
Этот спектакль дал мощный импульс развитию нашего театра. Кузин открыл текст Толстого для актеров, сделал его живым. Он подарил мне эту удивительную роль, может быть главную в моей актерской биографии. «Царь Федор» принес театру всероссийскую известность и первые значительные награды. На фестивале «Голоса истории» его высоко оценили театроведы. В течение 13 лет спектакль шел с большим успехом. Тогда мы поняли, что наш зритель готов приходить в театр не только ради развлечения. Он готов к разговору о важном и высоком.
Когда режиссер Татьяна Тарасова предложила поставить спектакль «С неба упали три яблока» по роману Наринэ Абгарян – существовал аналогичный риск. Роман большой, много персонажей. Спектакль предполагался продолжительный. Примут ли зрители историю в таком формате? Поставить этот роман на сцене – давняя мечта Татьяны Тарасовой. Она была так мощно заряжена, с таким трепетом передавала этот заряд актерам, что у меня появилась уверенность в преодолении сложностей постановки. Сокращать текст было трудно, но в результате нашли компромисс. Спектакль идет четыре часа и начинается в 18.00. Сегодня это одна из самых кассовых наших постановок! Зрители смотрят затаив дыхание и долго не уходят из зала, как будто хотят задержаться в атмосфере спектакля.
– Для юбилейного сезона вы выбрали пьесу Алексея Константиновича Толстого «Посадник», в которой исполнили главную роль. Это ведь не случайно?
– Первая встреча с драматургией Алексея Толстого в спектакле «Царь Федор» произвела на нас сильнейшее впечатление. Решили, что 25-летие театра также свяжем с именем выдающегося русского писателя. Последняя его пьеса «Посадник» привлекла нас остротой и актуальностью звучания темы нравственного выбора человека. И хотя драматург не успел закончить пьесу, его идея выражена в ней ярко и объемно. А для меня, как для актера, воплотить на сцене такого героя – своего рода вызов.
– Еще один нашумевший спектакль в театре – «Васса» режиссера Анатолия Ледуховского по мотивам первого варианта пьесы Максима Горького. Как появилась его идея?
– Однажды в Мюнхене я смотрел спектакль «Васса» и буквально «увидел» одну нашу актрису в этой роли. Дальше была цепь совпадений. Приехав в Москву, я оказался на премьере в театре Ледуховского в Доме Щепкина. Возникло желание познакомиться с режиссером. Я откровенно сказал Анатолию Владимировичу, что это, что называется, «не мой театр», но нашему театру было бы полезно поработать с ним лично. И предложил Ледуховскому поставить у нас «Вассу». Был сложный репетиционный период, зато в итоге спектакль получился замечательный. За него мы получили «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма».
– У вас много известных и успешных учеников – выпускников Щепкинского училища, где вы преподаете: Екатерина Климова, Максим Коновалов, Ольга и Татьяна Арнтгольц, Артем Ткаченко, Полина Максимова, Денис Шведов. Вы чувствуете талант сразу?
– Вы знаете, важно не просто разглядеть талантливого человека, а развить его способности в процессе обучения. В одном я уверен: не набором умений интересен актер, а своей личностью и художественной позицией.
– Что для вас сегодня главное в служении театру?
– Взяв слово «Ведогонь» в качестве названия, мы переосмыслили его, решив, что в человеке, независимо от того, чем он занимается, должен жить творческий дух. А театр призван этот дух в человеке поддерживать. В этом, собственно, и состоит миссия нашего театра как 25 лет назад, так и сегодня: помогать человеку жить. Ведь театр существует для человека – это главное.