0
5992
Газета Культура Печатная версия

12.03.2024 18:12:00

Национальная театральная премия начинает новую жизнь

Будущий формат организации фестиваля "Золотая маска" пока остается под вопросом

Тэги: стд, новая дирекция, национальная театральная премия, золотая маска, формат работы


стд, новая дирекция, национальная театральная премия, золотая маска, формат работы Пресс-конференция прошла во время работы жюри фестиваля в Екатеринбурге. Кадр из трансляции пресс-центра ТАСС-Урал

Союз театральных деятелей России (СТД РФ), который создал новую дирекцию премии и фестиваля-конкурса «Золотая маска», взяв ее полностью под свой контроль учредителя, с началом 2024 года, наконец, приступил к активной работе. Члены жюри выезжают в регионы, чтобы отсмотреть спектакли номинантов премии. В Москве же нынешней весной впервые за долгие годы не состоится фестиваль, а пройдут только два представительских мероприятия: 27 марта в Большом театре вручат специальные премии «Золотой маски», а главная церемония награждения лауреатов планируется к проведению в Малом театре в конце мая.

Фестиваль, на который традиционно приезжали показаться в Москву номинированные на премию театры, проводился почти всегда за три десятка лет существования «Золотой маски», за исключением только самых первых лет ее становления. Так что то, что новая дирекция ожидаемо отказалась от этого (по причине больших финансовых долгов СТД), пока якобы только на один «промежуточный» год, стало первым пунктом изменения формата. Но уверенности в том, что фестиваль в Москве возобновится с 2025 года, совсем нет. Хотя председатель СТД и новый президент премии Владимир Машков уже заявил, что СТД рассмотрит возможность создания в столице специальной площадки с Большой и Малой сценами для показа спектаклей «Золотой маски». По его словам, данный фестиваль требует отдельного пространства, чтобы гастроли региональных театров не останавливали деятельность столичных.

Безусловно, это отличная идея. Только, во-первых, невозможно найти единую площадку, которая бы подошла всем приезжающим спектаклям (ведь это и опера, и балет, и драма, и эксперимент), во-вторых, такой масштабной прокатной площадки в Москве еще просто не существует. Есть только одна современная площадка нового уровня, которая находится в стадии строительства и отдана де-юре совсем не «Золотой маске», а Александринскому театру, который планирует там открыть филиал для Ассоциации национальных театров России. И даже если новое руководство СТД когда-нибудь получит средства и возможности для строительства своей площадки, ее открытие случится не раньше, чем через десятилетие.

Совсем исключить того, что новая дирекция не примет решения оставить формат выезда жюри «на места», тоже нельзя. Театрам это, естественно, значительно облегчает жизнь. Как подчеркнула на уральской пресс-конференции «Золотой маски» министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина, «здорово, что именно в субъекты выезжают члены жюри премии». «Когда театр выезжает со своим спектаклем в Москву, зачастую не все площадки подходят, зеркало сцены не соответствует тому, как привык работать театр у себя. Сейчас же театры в привычном формате, на своей сцене представляют спектакли», – сказала министр.

Судя по словам министра, вектор интересов меняется. Когда-то номинация на «Золотую маску» была ценна именно возможностью показать спектакль в Москве – там, где концентрируется профессиональное сообщество. Театры, для которых это еще важно, пытаются показать свои постановки в рамках иных фестивалей либо самостоятельно организуют гастроли в Москву.

Но самое главное, что решение жюри в 2024 году будет невозможно независимо оценить, ведь когда вместе с членами жюри постановку увидели десятки новых зрителей, финальное распределение наград может быть проанализировано, раз уж премия национальная, а значит, отражающая театральный процесс всей страны.

Вопрос формата не только проведения, но и внутренней системы новой «Золотой маски» встает с еще большей остротой, если взглянуть на экспертные советы (ЭС) премии сезона-2023/24, которые также после продолжительной паузы (в марте обычно ЭС нового сезона уже вовсю работал) наконец были утверждены секретариатом СТД. В ЭС по драматическому театру и театру кукол вошли, к примеру, народный артист Андрей Соколов, худруки Московского театра кукол Борис Голдовский и Рязанского театра кукол Валерий Шадский, заместитель директора по проектам и приоритетному развитию Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского, Аксинья Норманская, председателем совета назначен театровед Дмитрий Родионов, входивший ранее и в жюри премии.

В ЭС по музыкальному театру такая «миграция» из жюри в ЭС и обратно еще более выраженная. Пятеро из десяти прямо сейчас работают в жюри: директор Театра оперы и балета Республики Коми Дмитрий Степанов, солистка Мариинского театра Ольга Кондина, солистка Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского Вера Баранова, художественный руководитель Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин и др. Хотя такая кучность экспертов и членов жюри называлась как одна из основных претензий к работе дирекции премии под руководством Марии Ревякиной. Об этом на прошедшей пресс-конференции говорил и ректор ГИТИСа, член секретариата СТД Григорий Заславский.

Представленные театральные деятели столь занятые люди при серьезных должностях, часто из далеких регионов, что сложно представить, как они смогут физически позволить себе посмотреть 100–200 спектаклей сезона премии вживую, зачастую в Москве, Петербурге. А потому напрашивается предположение о том, что формат работы ЭС перейдет в онлайн-режим и спектакли будут выбирать по видеозаписям. Либо СТД внедрит принципиально другой подход к экспертной работе в «Золотой маске». Серьезным обновлением в новом положении о премии стало обязательное решение правления регионального отделения СТД о поддержке (вкупе с рекомендательным письмом органа исполнительной власти субъекта РФ), которое должно быть приложено к заявке на соискание премии. Таким образом, первичную выборку могут начать делать местные СТД, и только эти заявки будут браться в работу ЭС. Тогда эксперты почти приравняются по своей роли к жюри.

Григорий Заславский, он также входит в жюри премии-2024, не скрывает, что новые условия, разумеется, кардинально поменяют идейное русло премии. «Возможность и необходимость поддержки СТД по-своему правильны. Да, наверное, это сделает решение «Золотой маски» более консервативным. Но, может быть, оно и правильнее после долгого периода своеволия экспертов, чтобы была большая ответственность. Это ведь премия СТД, потому все закономерно», – сказал он, уточнив, что еще многие вопросы для новой дирекции только предстоит утвердить.

Все же «своеволие экспертов» заключалось не только в характере принятых решений, но и в том, как была организована их работа. Эксперты смотрели не менее 100 спектаклей в сезон вживую (многие гораздо больше) и еще две-три сотни на видео. Местные сообщества, не всегда объективные (ведь именно поэтому многие локальные фестивали и приглашают в жюри специалистов из других регионов), не участвовали в процессе отбора спектаклей на «Золотую маску». Так что от прежней «Золотой маски», похоже, остается лишь название. Каким будет другой фестиваль, какие позиции он завоюет внутри профессионального сообщества – покажет время. 


Читайте также


Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Китайцы активно поступают в Московскую консерваторию...

Елизавета Авдошина

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

0
5797
"Золотая маска" продлила заявочную кампанию...

"Золотая маска" продлила заявочную кампанию...

Марина Гайкович

Премия "Музыкальное сердце театра 2024" объявила список номинантов, новую сцену "Табакерки" закрывают на ремонт

0
5356
Новая "Золотая маска" обнулила номинантов

Новая "Золотая маска" обнулила номинантов

Елизавета Авдошина

Марина Гайкович

В Москве подвели итоги национальной театральной премии – 2024

0
7048

Другие новости