0
6984
Газета Культура Печатная версия

20.02.2024 18:52:00

Театр между отвагой и шестым чувством

"В лучах", "Друг мой", "Фауст" признаны лучшими моноспектаклями Петербурга

Тэги: фестиваль моноспектаклей, монокль, петербург


фестиваль моноспектаклей, монокль, петербург «Друг мой» «Невидимого театра» вошел и в лонг-лист национальной премии «Золотая маска – 2024». Фото с сайта www.ateatra.net

По итогам XIV фестиваля моноспекталей «Монокль», который каждые два года проводит театр – фестиваль «Балтийский дом» спектакли Театра им. Ленсовета, «Невидимого театра» и камерного театра ТОК признаны победителями и представят Северную столицу в рамках Международного этапа фестиваля в марте.

На этом фестивале выявились новые тенденции: участие ведущих актеров, плотно занятых в репертуаре своих театров и тем не менее создавших моноспектакль. Не менее важная тенденция – выбор новых, неизвестных текстов, иногда несовершенных, но интересно интерпретированных. Чтобы решиться на моноспектакль, нужна отвага. И, обращаясь к образу Гумилева, «орган для шестого чувства».

Спектакль Лауры Пицхелаури поставлен Анджеем Бубенем на Малой сцене Театра им. Ленсовета. Актриса много занята в репертуаре Большой сцены. Уже такие роли, как леди Макбет и Гамлет в трагедиях Шекспира в постановке Юрия Бутусова, говорят о напряженной интенсивной творческой жизни актрисы. Моноспектакль создан по пьесе польского драматурга Артура Палыги «В лучах» по письмам и дневникам Марии Склодовской-Кюри, дважды лауреата Нобелевской премии, вместе с мужем открывшей радий и позже, самостоятельно, – полоний. О ней сказал Эйнштейн – «единственный человек, не испорченный славой».

Спектакль личностный, страстный, открывающий внутреннюю жизнь гениальной женщины, великого ученого, жены и матери. Ее путь был сложен не только потому, что в эпоху, в которую Марии выпало жить, в женщину, посвятившую себя науке, не только не верили, но почти не допускали в научное сообщество. А она стремилась состояться как женщина, мать, ученый и ей это удалось.

Лаура Пицхелаури подробно раскрывает духовную жизнь своей героини, полную страстей, борьбы и побед, в том числе и над собой. Актриса держит зал в непрерывном напряжении: темперамент ее мысли усилен ее собственным темпераментом, выплескиваясь в письмах, которые Мария писала себе. Римский император Марк Аврелий, философ-стоик, оставил исповедь «К самому себе», раскрывающую борьбу, которую вел с собой. Мария Склодовская- Кюри пишет письма к себе. Ее душевная жизнь кипит: она постоянно в поисках научных открытий, переплетающихся с поисками самой себя. Она называет себя «ведьмой» с началом Фауста, пытаясь получить «ведьминское варево», добиваясь новых открытий. И воспитывает детей по собственной методе. Огонь мятежа пылает в ней, передаваясь зрителям, эмоционально откликающимся на все ее порывы. Зал живет вместе с ней. Выразительные руки Лауры Пицхелаури передают ее состояние. Временами ее пластику можно сравнить с кубистическими картинами – деформация ее тела отражает состояние ее души. Спектакль имеет говорящее название «В лучах»: доля заражения радиацией была столь велика, что после кончины тело Марии Склодовской-Кюри светилось. Судьба великой женщины, ее тайная душевная жизнь, в которую нас со всей деликатностью посвятили, рождает сопереживание, чувство благодарности к создателям спектакля и говорит о неисчерпаемости жанра моноспектакля.

Как и Лаура Пицхелаури, артист Малого драматического театра – театра Европы Олег Рязанцев плотно занят в репертуаре, в частности в сложных, программных спектаклях Льва Додина «Братья Карамазовы» и «Чайка». Известный режиссер театра и кино Семен Серзин, возглавляющий «Невидимый театр», поставил с ним спектакль «Друг мой» по монодраме белорусского драматурга Константина Стешика. «Невидимый театр» давно стал видимым. Расположенный в порту, в цехе бывшего завода «Севкабель», театр популярен среди молодежи, но не только, и этот спектакль вызвал большой отклик у публики разных возрастов.

Герой, он же рассказчик, глубокой ночью с другом выходит на улицу «стрельнуть сигаретку» и попадает в ситуации, ставящие его перед выбором. Надо ли помочь человеку, лежащему в крови, позвонить ли в любую кнопку домофона, чтобы кто вызвал скорую? Друг активен в желании оказать помощь, рассказчик пассивен. Они постоянно находятся в конфликте. Вкрадывается мысль: возможно, это один человек, взывающий к самому себе в поисках выбора. Спектакль решен в импрессионистических тонах: герой Олега Рязанцева мягок, часто нерешителен, беспрерывно находится в спорах с самим собой. Это тонкий психологический этюд о двойственности человека, в котором сидит «другой» – прагматичный и достаточно циничный. Проблема выбора – проблема бытия, и решение непросто. А может быть, все же друг, верный и бескомпромиссный, был рядом? Спектакль можно воспринимать и как притчу. Впечатляет его лирическая стихия, в которой чувствуется атмосфера спящего города, таящего опасность, хотя на сцене доминирует прозаическая запущенная комната, в которую возвращается рассказчик, наполненный впечатлениями ночи. Точка не поставлена – открытый финал. Мы оставляем героя Олега Рязанцева, борющегося со своим эго.

Моноспектакль Николая Балобана «Фауст» (Театральное объединение ТОК) – площадное ярмарочное представление о Фаусте. О литературной основе спектакля с полным правом можно говорить как о драматургии, в которую органично вошли фрагменты Пушкина, Марло, Гёте. Народная книга о маге и чернокнижнике Фаусте, изданная в 1567 году, – источник ярмарочных кукольных представлений. Она же вдохновила на философско-поэтическое прочтение легенды великих поэтов. Изобретательная режиссура Владимира Литвинова позволила Николаю Балобану в полной мере показать свой талант и профессионализм. Он великолепно работает с куклами, исполняет акробатические номера, пластичен, блестяще владеет импровизацией, заражая публику, благодарно реагирующую на обращение к ней. Но главное – он владеет словом, несет его смысл, будь это балаганный раешник или поэзия Пушкина, Марло и Гёте. В переходе от грубых шуток к высокой поэзии нет швов. Спектакль целостен. Он несет и просветительское начало, напоминая о народных истоках театра. 

Санкт-Петербург


Читайте также


В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
5275
Вечера на Васильевском острове

Вечера на Васильевском острове

Андрей Мирошкин

Петербургские адреса молодого Федора Достоевского

0
3401
 ВЫСТАВКА "Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге"

ВЫСТАВКА "Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге"

0
4541
Суровая архитектура, криминал и нескошенная трава

Суровая архитектура, криминал и нескошенная трава

Лидия Жарова

Переезд из центра на рабочую окраину Петербурга

0
8964

Другие новости