0
4386
Газета Культура Интернет-версия

25.01.2024 19:40:00

Московские театры нашли чем приманить детей зимой

Что изменилось в новогодних постановках за последние годы

Об авторе: Даниэль Вишневский

Тэги: московские театры, детские спектакли, новые жанры, сказки с оркестром


московские театры, детские спектакли, новые жанры, сказки с оркестром На фото сцена из спектакля Театра сатиры "Малыш и Карлсон". Фото сайта satire.ru

Московские театры в последние годы серьезно изменили подход к детским спектаклям. Значительно расширилась жанровая составляющая, зрителю предлагают и литературные, и русские народные сказки, и сказки с оркестром. Что-то идет всего час, что-то чуть больше, с антрактом. Театры берут на себя сложное, но важное дело – создать спектакль, который способен не только доставить удовольствие маленькому зрителю, но и научить его важным вещам.

Еще до пандемии в Театре имени Евгения Вахтангова появился абсолютно новый жанр – сказки с оркестром. Предложил их ввести в репертуар прославленной сцены актер Александр Олешко, назвав это «детские часы в Театре Вахтангова». Прежде у Олешко уже были сольные программы в филармонии, в Концертном зале Чайковского, но он решил перенести эти выступления в родной для себя театр, прежде всего для привлечения туда нового поколения зрителей. «Мы специально придумали этот проект, чтобы маршрут от дома к театру стал привычным для ребенка. Он заинтересуется театром, его красотой, придет сначала на детский спектакль, а потом уже постепенно начнет ходить на взрослые, знаковые спектакли нашего театра», – говорит Олешко перед каждым представлением.

Подобный проект был задуман в начале ХХ века Наталией Сац. Она основала первый в Москве театр для детей, где внимание уделялось эстетическому воспитанию ребенка, развитию его вкуса, внимания. Перед ней стояла трудная, но интересная задача – привлечь в театр детей разных возрастов. Для детей постарше находились произведения Катаева, Толстого, и нужно было найти материал для тех, кто только начинает свое знакомство с удивительным и волшебным миром театра. Тогда ситуацию спас композитор Сергей Прокофьев и его сказка «Петя и волк». Был грандиозный успех, зритель постановку принял. Задачей таких спектаклей Наталия Сац считала знакомство ребенка с рождением театрального чуда. Для написания музыки привлекались знаковые фигуры того времени.

Помимо сказок с оркестром в Театре имени Евгения Вахтангова есть еще три детских спектакля. На основной сцене по выходным идет «Кот в сапогах» по пьесе Гейнца Калау, написанной по сказке Шарля Перро. Привычная история дополнена новыми персонажами, обстоятельствами, интригами, которые не перечеркивают, а, наоборот, дополняют сюжет знакомой всем сказки. Поставил спектакль известный педагог ВТУ имени Щукина и режиссер Владимир Иванов. Присутствуют в репертуаре и сказки Андерсена. Они поселились в амфитеатре Симоновской сцены Театра Вахтангова с легкой руки актрисы и режиссера Аси Князевой. Она выбрала сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Директор кукольного театра» и «Сказка моей жизни» для серьезного разговора с детьми о том, насколько сложна и опасна наша жизнь, что за каждое решение нужно серьезно ответить. Сам режиссер говорит так: «О сложном Андерсен говорит простым языком и закладывает в детей то, что позже прорастает в них». В этом спектакле нет нравоучений, назиданий, все объясняет конкретная ситуация. Если спектакль «Кот в сапогах» можно рекомендовать как увлекательное путешествие в страну чудес, которое научит детей быть добрее, терпеливее, снисходительнее, отзывчивее, то «Волшебный театр Андерсена» привлекает к диалогу детей и их родителей, чтобы показать обратную сторону сказки.

Два года назад Театр сатиры открыл для детских спектаклей отдельную площадку. После соединения с Театром имени Армена Джигарханяна появилось еще две сцены – на Ломоносовском проспекте и на Кооперативной улице. Малую сцену Театра Джигарханяна на Кооперативной отдали под детские спектакли, где идет как классика, так и современные сказки. Идет там семь спектаклей, за эти два года к старым представлениям добавились новые. Эта идея давно витала в воздухе при Александре Ширвиндте, который планировал выпустить еще один детский спектакль. «Конечно, нам нужно еще что-то, мы активно ищем, а то идет у нас «Карлсон», которого мы прозвали нашей Принцессой Турандот. Его уже видели все поколения зрителей», – говорил он на сборе труппы.

Спектакль «Малыш и Карлсон» имеет большое значение для Театра сатиры. Это его визитная карточка, которая вот уже полвека украшает афишу. Поставил его Спартак Мишулин, артист, который был одним из корифеев театра. «Я хочу вернуть людям детство», – говорил он о своем поколении, пережившем войну.

Заметно расширил свой репертуар и Театр роста, где есть спектакли для детей, подростков и взрослых. Рядом с героями мюзиклов Александра Зацепина и Андрея Рубцова мирно существуют Винни-Пух, Лев Бонифаций, герои сказок Пушкина и Спящая красавица. А на каникулах проходили показы спектаклей, действие которых происходит зимой. Это «Мороз&Ко» по мотивам русской народной сказки и «Маленькая метелица» по мотивам сказок лапландцев.

Сегодня для многих ведущих московских театров создание спектакля для детей является такой же серьезной и ответственной задачей, как и воплощение произведений Чехова, Гоголя, Островского и др. Режиссеры стали очень глубоко анализировать то, что они ставят, художники делают красивые костюмы, используются яркие и необычные спецэффекты. И все же главной задачей должна стать не погоня за количеством спектаклей и рейтингами, а воспитание ребенка в добре и любви, желание помочь ему стать сильным в нашем порой сложном и непредсказуемом времени. 


Другие новости