0
4674
Газета Культура Печатная версия

21.01.2024 19:38:00

"Война и мир" глазами молодых

Крещенский фестиваль в "Новой Опере" начался постановкой оперы Прокофьева

Тэги: крещенский фестиваль, новая опера, опера война и мир, прокофьев


крещенский фестиваль, новая опера, опера война и мир, прокофьев Изба в Мытищах: прощание Наташи и Андрея. Фото РИА Новости

В театре «Новая Опера» идет премьерная серия спектаклей «Война и мир. Наташа и Андрей». Это результат копродукции трех институций, к которым относятся также Молодежная программа Большого театра и «Мастерская Брусникина». Корреспондент «НГ» побывала на пресс-показе проекта.

Замысел этого спектакля отталкивался от идеи показать историю Наташи Ростовой и Андрея Болконского, молодых, даже юных людей, глазами их сверстников. Над постановкой работали начинающие артисты и постановщики: для режиссера Алексея Мартынова из «Мастерской Брусникина» это дебют в оперном театре, как и для художников Сергея Рябова (сценография) и Веры Ахмеджановой (костюмы и видео), для артистов Молодежки – тоже. За всю историю существования программы это первый полноценный спектакль, поставленный именно на них. Обычно студенты программы вводятся на отдельные партии в репертуар Большого или участвуют в собственных концертных программах, но так, чтобы спектакль целиком, – такого еще не было. Так что в смысле сценического опыта, да еще и на материале «Войны и мира» Прокофьева, – это бесценно. И надо сказать, что студенты и выпускники Молодежной программы Большого театра впечатляют и талантом, и выучкой. Если российским театрам удастся поймать их на выпуске, повезет и труппам, и, разумеется, зрителю. Лучшие выпускники МП сегодня поют в зарубежных театрах – и многие из них с болью покидали коллектив Большого, где начинали работать. Увы, не все руководители обладают дальновидностью Валерия Гергиева, который готов был держать артиста в труппе, даже если он поет один спектакль в сезон (но делает кассу).

Постановщики, ориентируясь на «подвижность» в авторских версиях партитуры, выстраивают свою – отчасти во избежание массовых сцен, отчасти – во имя идеи сконцентрироваться на лирической линии, показать хрупкость и одновременно силу любви. Поэтому и заканчивают спектакль картиной встречи Наташи и умирающего на ее руках Андрея, моментом прощения и вспышки неутраченного и нерастраченного, несмотря на горький опыт, чувства.

Другое дело, что конкретно в этом случае отсылка к лирическим сценам, к традициям русской лирической оперы, и Чайковскому прежде всего, не сработала. Хотя основания, безусловно, были, ведь сам Прокофьев зашифровал эту связь, выбрав, например, для дуэта Наташи и Сони текст элегии Жуковского «Вечер» – но другие строфы, чем взял Чайковский из этого же текста для дуэта Лизы и Полины в «Пиковой даме». Одной лишь линии Наташи и Андрея, пусть и оттененной двумя военными картинами, кажется недостаточно, возникает чувство, словно спектаклю не хватает объема, не хватает смысловой надстройки. Чего ради сегодня, в разгар СВО, иллюстративно показывать «Войну и мир», даже принципиально ограничившись лирической линией? Зритель, который наверняка посмотрел спектакль в Вахтанговском театре или постановку Дмитрия Чернякова в Баварской опере (есть запись в интернете), ждет диалога, а получает, увы, лишь картинку.

Пространство монохромно: черный кабинет разделяют белые колонны, которые в момент произнесения слова «война» кренятся, скрещиваясь друг с другом. На видеопроекции – предсказания будущего: уже когда Андрей слушает пение Сони и Наташи, он представляет себе и вальс, а фигура князя, который словно протягивает руку в вечность, возникает в подсознании героев задолго до их последней встречи.

Все же вдохновляет та живость, увлеченность, с которой работали артисты. Чувствовалось, что сложность и виртуозность прокофьевской музыки, которую каждый блистательно освоил, искупается радостью сценического существования. Артистическое амплуа каждого попало в хрестоматийные образы: трепетная Елене Гвритишвили (Наташа) в первых картинах и исполненная раскаяния и сожаления в последней, благородный романтик Илья Кутюхин (Андрей), неуклюжий добряк Илья Легатов (Пьер), прямолинейная Валерия Торунова (Соня), роковая Ульяна Бирюкова (Элен), беспринципный наглец Игорь Онищенко (Анатоль).

Спектакль этот открыл Крещенский фестиваль в «Новой Опере» и в рамках премьерной серии пройдет 23 января, затем войдет в репертуар «Новой Оперы». 


Читайте также


"Новая Опера" открывает сезон спектаклями Богомолова и Писарева

"Новая Опера" открывает сезон спектаклями Богомолова и Писарева

Марина Гайкович

Впереди – работа с режиссерами Волкостреловым и Перегудовым

0
7063

Другие новости