Тамара Зимина стала лауреатом Специальной премии «Золотой маски» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Фото с сайта www.nastrastnom.ru
До 4 февраля в Театральном центре «На Страстном» гастролирует Коляда-театр. Николай Коляда приезжает в Москву с уральским размахом: привозит почти весь свой частный театр – 50 человек, в московской афише – почти четыре десятка мероприятий, не только премьеры сезона и постановки «золотого фонда» театра, но и особые авторские жанры. Коляда лично готовит борщ по своему рецепту, пишет новую сказку в духе ярмарочных выступлений, и на такой гастрономический театр тоже собирает зрителей. Специально для гастролей Коляда-театр отшивает лоскутные фуфайки по модели тех, в которых здесь играют «Сорочинскую ярмарку». Каждый вечер к Коляде выстраивается очередь за автографами: драматург издал еще две книги прозы.
Гастроли начали сразу с читки пьес молодых драматургов. В 2023 году уральская школа драматургии отметила 30-летие. Уникальное явление российского театра, объединившее многих авторов – учеников Коляды. Из самых известных: Олег Богаев, Екатерина Бронникова, Ирина Васьковская, Роман Козырчиков, Ярослава Пулинович, Василий Сигарев, Ринат Ташимов, Светлана Баженова, Валерий Шергин и др. Уже 30 лет Николай Коляда преподает в Екатеринбургском театральном институте литературное творчество. И это только одно из его успешных предприятий. Хотя легче назвать, чем Коляда не занимается, потому что учит он и драматургов, и актеров, и режиссеров. И споры, что интереснее – пьесы Коляды или его постановки классики, не утихают все 20 с лишним лет, с тех пор как он организовал собственный частный театр, где един во всех ипостасях: часто ставит свои пьесы в авторском оформлении и режиссуре. И это, пожалуй, бывает самое точное. Хотя диапазон его театра невероятно широк: от его комедии «Сценарий безалкогольной свадьбы» до «Фауста» Гете, которого Коляда скоро начнет репетировать с Олегом Ягодиным в главной роли.
Открыли гастроли бенефисом Тамары Зиминой, к ее юбилею Коляда поставил «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса. Еще одним подарком к внушительному юбилею – 60 лет актриса отдала сцене – стала Специальная премия «Золотой маски» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства, ее еще Зиминой предстоит получить в Москве в этом году. Премию Александр Калягин успел подписать в последние месяцы своего председательства в Союзе театральных деятелей. Коляда признается, что, когда узнал о награждении, целый час плакал от счастья. Из-за свободолюбивого характера Тамара Зимина в советское время так и не получила никаких званий на бумаге, что абсолютно не отражает ее действительных заслуг. Сегодня она – ведущая актриса труппы Коляда-театра и его опора, с Колядой она познакомилась еще в Свердловском театре драмы, где прослужила большую часть творческой жизни.
И конечно, школа академического театра видна. Зимина всегда задает планку постановкам Коляды, в которых преимущественно заняты молодые артисты (к тому же труппа часто обновляется). Мастерство, отточенное годами, ни на минуту не дает прерваться актерскому наполненному существованию, в котором каждый жест ведет за собой психологическую нюансировку, а интонации богаты и выразительны. Индивидуальность Тамары Зиминой особая; начав свой путь с амплуа травести, только в середине жизни перейдя на роли героинь, и сегодня, в солидном возрасте, актриса сохраняет горящий «детский» взгляд, кураж, эксцентрику, завидную легкость и заразительную непредсказуемость даже в строго очерченном рисунке роли. Наверное, поэтому единение с взрывной, карнавальной эстетикой Коляды после стольких лет в «театре с колоннами» произошло естественно.
В «Стеклянном зверинце» актрисе по-настоящему есть где разгуляться, хотя репертуаром она отнюдь не обделена. Но роль Аманды Уингфильд дает большой простор. Маленькая семья, где каждый живет в своем собственном мирке, балансируя на грани правды и вымысла, убегая от ранящей реальности. Зимина играет аристократку (не по положению, а по душевному порыву) без гроша в кармане, создающую иллюзию размеренной жизни с красивыми ритуалами, в то время как ее истинные отношения с выросшими детьми неприглядно трещат по швам. Вечная антитеза героев горькой судьбы Теннесси Уильямса показана очень колоритно: каждый яркий выход Аманды ознаменован новым экстравагантным костюмом – с перьями, ленточками, чалмой на голове (в свое время Тамара Зимина участвовала в модельных показах), – и тут ироническим образом режиссером предложено поиграть в актрису, озабоченную только нарядами на каждую сцену. Ведь Аманда и занята только собой, не замечая ни депрессии сына, ни аутизма дочери.
По пьесе значительна линия сына, ненавидящего мать и не находящего себя в безрадостной реальности, где нет опоры, отца. Евгений Корнильев (Том) пока совсем не готов схватить объем и даже технику роли (он и действующее лицо, и непрерывный рассказчик), отчего вся драма сыпется. Но, как это часто бывает у Коляды, который, выступая как режиссер, особенно пропускает через свою драматургическую интуицию ткань повествования, известная пьеса, обычно играемая об обманутых ожиданиях нежной «стеклянной» Лауры, собирающей коллекцию фигурок зверинца, прорастает новыми смыслами. Хотя роль Тома не выходит у исполнителя, видно, какой режиссерский акцент в ней заложен.
Том мучается своим непризнанным творчеством – в финале его выгоняют с работы из ненавистного магазина, потому что на обувной коробке он записывает стихотворные строчки. Чтобы сбежать из дома, от холодной и равнодушной матери, он день за днем идет в кино, чтобы хоть на экране почерпнуть романтику жизни, перекрыть иллюзией правду. «Приключения случаются только с голливудскими героями, а простые смертные сидят в темных залах и смотрят – до тех пор, пока не начнется война. Вот тогда романтика становится доступной массам. Люди выходят из темноты, чтобы самим пуститься во все тяжкие», – говорит Том. Пьеса была написана Теннесси Уильямсом про Америку 1944 года, про жизнь, в которой «ничего не случается», а за ее стенами готовятся к воздушным бомбардировкам.