0
3219
Газета Культура Интернет-версия

21.12.2023 14:42:00

Смелость эксперимента и никаких предосторожностей

В «Геликон-опере» обновили «Севильского цирюльника», допустив до участия в спектакле молодежь из «Оперного класса» Дмитрия Корчака


Фото Юлии Осадча, предоставлено пресс-службой проекта

Постановка Дмитрия Бертмана не нова: спектакль 2007 года уже много лет с успехом идет на сцене модного московского театра, всякий раз собирая полный зал: самую известную оперу Россини всегда легко продать, популярность у нее такая, что на нее придут в любом случае. Справедливости ради стоит сказать, что в данном случае дело не только в гениальности итальянского мастера — игровой спектакль Бертмана, решенный в стилистики комедии дель-арте, превосходно раскрывает природу этого сочинения. Декорации севильских строений (сценография Игоря Нежного) обильно украшены кружевными разводами — все пространство в замысловатых узорах: посреди этой плетеной красоты на гигантских клубках нитей сидит настоящий паук — доктор Бартоло, дергающий за веревочки марионеток своего «домашнего театра» и опутавший паутиной пленницу Розину. Она тут вроде несчастной Мальвины-Коломбины у злого Бартоло-Карабаса, хор-миманс и слуга Амброджио — настоящие арлекины-паяцы, и лишь одна служанка Берта выбивается из карнавального итальянского контекста — она в кокошнике, сарафане, с самоваром и бубликами отыгрывает экзотический для средиземноморских широт типаж а ля рюс, добавляя комедийной перчености и в без того нескучное действо.

Словом, ни в какой дополнительной рекламе спектакль не нуждается. Тем не менее, в старые меха решили влить новое вино: прославленный отечественный тенор, специалист по репертуару бельканто и особенно музыке Россини Дмитрий Корчак провел полный репетиционный цикл с молодыми солистами по их вводу в репертуарный спектакль «Геликона», а в день премьеры сам встал за дирижерский пульт. Эта своеобразная копродукция — результат сотрудничества «Геликона» и Благотворительного фонда Елены Образцовой, который уже не первый год реализует молодежный образовательно-творческий проект «Оперный класс — рождение оперного спектакля»: начиналось все в 2019-м с «Золушки» того же Россини в «Новой опере», потом делали спектакль-пастиччо по трем самым известным итальянским операм Моцарта, последним экспериментом была опера Равеля «Дитя и волшебство». Над «Цирюльником» с отобранной по конкурсу молодежью помимо Корчака занимались Дмитрий Вдовин, Василиса Бержанская, Джанлука Марчано и другие педагоги, стремясь добиться россиниевской легкости и пластичности, аутентичности итальянского языка — словом, всего того, чего в репертуарном спектакле «Геликона» было не много: определенно бельканто не является мейнстримом афиши этого театра.

Сказать, что эксперимент получился на все сто, было бы явным преувеличением. Поначалу действию не хватало динамики, молодые артисты чувствовали себя скованно и актерствовали нарочито, не все ладилось с подзвучкой (в «Геликоне» она есть всегда, не зря у артистов из под париков видны миниатюрные микрофоны-петельки) — не хватало ровности звучания из разных частей сцены, а электронный клавесин в динамиках местами перекрывал голоса и оркестровый аккомпанемент. Оркестр и солисты расходились не раз, особенно в заковыристых ансамблях. Участники проекта подбирались, видимо, по своим голосовым данным, а не по возможности составить гармоничный актерский ансамбль, поэтому миниатюрному субтильному Альмавиве в дамы сердца досталась корпулентная Розина, которой он был буквально по плечо — практически как на мировой премьере в Риме в 1812 году, когда виртуозу Мануэлю Гарсии приходилось объясняться в любви фундаментальной Джельтруде Ригетти-Джорджи, что и было одной из причин грандиозного провала — публику такая любовная пара совсем не впечатлила. В перевод-подстрочник не успели внести изменения, обусловленные новациями Корчака (купирование сцены объяснения Розины и Бартоло перед финалом и введение сложнейшей арии «Cessa», которую в «Геликоне» обычно не исполняют), поэтому текст на бегущей строке несколько раз кардинально не соответствовал событиям на сцене.

Но было и много положительного. Ко второму акту молодые солисты обрели большую уверенность — и их игра, и пение стали более ровными и яркими, а спектакль в целом заблистал новыми красками. С самого начала оркестр театра под управлением Корчака демонстрировал небывалый уровень утонченного россиниевского стиля, мягкость и деликатность звука, но не лишенных блеска — это бесспорное достижение маэстро. Открытиями вечера стали три молодых солиста в главных партиях. Ярким, напористым, бравирующим Фигаро предстал мариинский баритон Виталий Новиков. Красотой тембра, полным диапазоном и элегантностью колоратур порадовала меццо Юлия Вакула (Розина). Наконец, грациозный тенор Дамир Садуахасов провел по нарастающей партию Альмавивы, завершив ее фееричным исполнением сложнейшей арии, показав настоящий россиниевский класс и поставив окончательно своего героя в центр повествования оперы. Ведь хотя она и написана по комедии Бомарше, и с давних пор идет под привычным всем названием, делающим цирюльника титульным героем, поклонники бельканто хорошо помнят, что на самом деле главный персонаж тут — Граф, именно ему отданы лучшие и ответственнейшие музыкальные номера, да и изначально Россини назвал свой опус иначе — «Альмавива, или Тщетная предосторожность».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1014
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
627
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1221
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1217

Другие новости