Почетный приз в этом году получил руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Фото Елены Бледных предоставлено пресс-службой премии «Онегин»
В старой Мариинке, в ее изумрудных антуражах по этому случаю собрался весь российский оперный бомонд – певцы, музыканты, дирижеры, режиссеры, художники, директора театров, музыкальные критики и искусствоведы. Все, кто так или иначе связан с миром оперы, были в этот вечер здесь – причем не только из Северной столицы, но и из регионов страны. Оно и правильно: профессиональных оперных премий у нас буквально – раз-два и обчелся. Помимо петербургского по происхождению «Онегина» есть еще московская Casta Diva.
Семь лет назад «Онегин» начинался с 15 заявок – в этом году их уже 103 из 16 регионов. Выросло число номинаций – в этом году конкурсных восемь и внеконкурсных – такое же количество. Если посчитать всех номинантов, то их целых 24, а ведь не только победа, не только лауреатство, но сам факт номинации – это уже высокий уровень признания от оперного сообщества. Есть еще приз зрительских симпатий «Фаворит», определяемый путем онлайн-голосования публики (в этом году было подано более 15 тыс. голосов), – а это в какой-то степени даже превосходит профессиональные оценки, ведь в конце концов артист творит не для экспертов, а для зрителей. С прошлого года премия получила государственную поддержку, ее взял под свое крыло Валерий Гергиев (уже второй раз церемония проходит в Мариинке), сам становясь за дирижерский пульт, президентом премии и председателем ее жюри стала Хибла Герзмава – самая титулованная из действующих российских оперных примадонн.
Кроме самой церемонии в Мариинке в этом году премия впервые организовала форум «Онегинские встречи»: состоялись прослушивания молодых певцов с участием кастинг-директоров ведущих оперных театров страны, мастер-класс, всероссийская презентация оперных премьер, случившихся в прошлом сезоне, а также гала-концерт лауреатов и номинантов премии. Стало быть, деятельность премии расширяется сразу по нескольким фронтам – просветительскому, образовательному, рекрутинговому – а сама она превращается в представительную институцию, консолидирующую российское оперное сообщество и заявляющую о значимости оперного искусства в формировании культурной повестки страны.
Во внеконкурсных номинациях этого года был явственен петербургский акцент – лауреатами стали оперные деятели преимущественно из Северной столицы (Валерий Гергиев, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина, Кристиан Кнапп и др.). В конкурсных – разнообразия было больше, но все же можно было уловить явный московский уклон. Полина Шароварова и Шота Чибиров (номинация «Дебют»), Лариса Костюк («Примадонна») и Игорь Морозов («Гость»), «Норма» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (номинация «Событие») – все лауреаты из Москвы. Он же чувствовался и в концертной части церемонии – кроме Инары Козловской, представлявшей Мариинку, и Ферруччо Фурланетто, посла мировой оперной культуры, все прочие вокалисты-звезды были из Первопрестольной: Мария Баракова, Иван Гынгазов, Игорь Головатенко и сама Хибла Герзмава. Кроме москвичей лауреатами премии стали Алексей Зеленков из Новосибирска («Мастер сцены»), Павел Межов из Екатеринбурга («Роль второго плана»), спектакль «Кармен» в Нижегородском оперном театре (номинация «Состав»).
Сцена была украшена знаменитыми белыми колоннами из великого темиркановского «Онегина» – что было очень уместно во всех смыслах. В качестве оркестровых вступлений к обеим частям вечера маэстро Гергиев выбрал музыку своих самых любимых классиков – Римского-Корсакова (полонез из «Ночи перед Рождеством») и Вагнера (вступление к третьему акту «Лоэнгрина») – оркестр Мариинского театра звучал торжественно и жизнеутверждающе, подчеркивая праздничный характер мероприятия. В череде вокальных номеров доминировал европейский репертуар – за русскую музыку «отвечал» лишь Петр Ильич Чайковский: Инара Козловская спела ариозо Кумы из «Чародейки», Иван Гынгазов – сакраментальное «Что наша жизнь» из «Пиковой», а в финале Хибла Герзмава и Игорь Головатенко – заключительную сцену из «Онегина». Оба московских кавалера откровенно порадовали в западных сольных ариях – Калафа из «Турандот» (верхние ноты Гынгазова были превосходны) и Жерара из «Андре Шенье» (драматическая выразительность Головатенко покоряла сердца), а московская примадонна настаивала на универсальности своего таланта – драматическую Татьяну она сочетала с колоратурами Нормы. Проникновенностью и настраивающими на философское настроение мотивами было ознаменовано выступление итальянской звезды Ферруччо Фурланетто – вокальная экономность и даже некоторая усталость голоса с лихвой компенсировались выразительностью пения и тонкой актерской игрой.
По традиции на подобных мероприятиях музыки звучит не так уж и много (хотя оно и посвящено опере), а говорят – изрядно: лауреаты благодарили, звезды напутствовали, ведущие Сати Спивакова и Юлиан Макаров шутили и пытались чуть сбить оперную чопорность, добавить акцентов непосредственности, штрихов человечности. Но в целом получилось всего в меру, а гармоничный баланс между речами и музыкой был найден – церемония оказалась не затянутой и, несмотря на всю торжественность момента, не нарочито пафосной, сохраняющей черты теплого театрального праздника. Не попавшие в переполненный зал старой Мариинки могли присоединиться к действу посредством онлайн-трансляции: в этом году ее посмотрели по всему миру более 300 тыс. человек.
Санкт-Петербург – Москва