0
8342
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2023 00:58:00

Туркестанский авангард в Москве поражает воображение (+ГАЛЕРЕЯ)

Тэги: Прикоснувшиеся к Солнцу, выставка, живопись, искусство, срежняя азия, Дом русского зарубежья


1368131_a.jpg
Дом русского зарубежья им. А.Солженицына представляет с 28 ноября 2023 по 3 марта 2024 выставочный проект «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы».

В проекте исследуется уникальное явление – туркестанский авангард, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок.

Выставочный проект объединяет творчество и удивительные истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) — создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов, чьи работы также будут представлены на выставке. В проекте исследуется и значение личностей Игоря Савицкого, его знаменитого «конкурента» — Георгия Костаки и Камиллы Грей, чья книга перевернула представление всего западного мира о значении русского искусства в мировом контексте и фактически положила начало всемирному триумфу русского авангарда.

Куратор, автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова: «Вопросу, как русские деятели визуальной культуры повлияли на художественные процессы как на Востоке, так и на Западе, посвящается уже третий проект, который я делаю в Доме русского зарубежья. На сей раз он о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, “трех мушкетеров”. Удивительное переплетение судеб, отразившееся в их произведениях, заворожит всех любителей живописи».

  • Александр Николаев (Усто-Мумин). Купол Биби-ханым. 1920-е? Холст, масло.  Государственный музей Востока
  • Кузьма Петров-Водкин. Две. 1917. Холст, масло.  Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Виктор Уфимцев. Хива. 1957. Холст, масло.  Частное собрание
  • Александр Волков. Солнце. Из цикла «Восточный примитив». 1918-1920. Бумага, темпера. Собрание семьи А.Волкова
  • Александр Волков. Общество.1918-1919 гг. Картон, темпера, масло. Государственный музей Востока
  • Александр Николаев (Усто-Мумин). Бай. 1932. Фанера, темпера, масло, живопись. Государственный музей Востока
  • Виктор Уфимцев. Шахи-Зинда. 1923. Картон, темпера. Собрание Л. Агафоновой
  • Виктор Уфимцев. Самарканд. Шахи-Зинда. 1959. Бумага, гуашь. Частное собрание
  • Виктор Уфимцев. Дорога через поселок. 1961. Бумага, гуашь. Частное собрание
  • Александр Волков. Штурм бездорожья. 1932. Холст, масло, живопись. Государственный музей Востока
  • Александр Волков. Натюрморт. Красный натюрморт. Холст, масло, лак, темпера. Государственный музей Востока
  • Александр Николаев (Усто-Мумин). Руины Биби-ханым. 1920-е? Холст, масло. Государственный музей Востока
  • Александр Николаев (Усто-Мумин). История юноши Гранатовые уста. 1920-е гг. Доска, темпера.
    Государственный музей Востока



Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
1098
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
1834
Над ним луч солнца золотой

Над ним луч солнца золотой

Елена Скородумова

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

0
852
Не мое, но интересно и убедительно

Не мое, но интересно и убедительно

Сергей Шулаков

Выставка «Борис Рыжий. Последний классик» на Страстном бульваре

0
212

Другие новости