Энджел Вонг дал свой первый концерт с Госоркестром Татарстана. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан впервые исполнил Третью симфонию Шнитке. Это грандиозное полотно стало кульминацией одного из концертов XIII фестиваля Concordia. Форум, посвященный музыке ХХ и XXI веков, носит имя Софии Губайдулиной.
Дирижер Сесар Альварес, испанец, выпускник Московской консерватории, работает в России уже много лет – 10 лет (до 2011 года) был главным дирижером Томского оркестра, после чего получил статус почетного, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами и театрами. Госоркестр Татарстана – не исключение, маэстро Альварес выступал и в Казани, ему выпала честь провести Бетховен-тур (Казань, Москва, Санкт-Петербург) в поддержку записи оркестром всех симфоний великого классика.
Альварес признается, что его любимый репертуар – русский симфонизм, с акцентом на ХХ веке: «Шостакович, он мне очень близок, Прокофьев». Но дальше называет Шнитке, которого считает одним из крупнейших композиторов второй половины ХХ века в мире. «Я много играю Шнитке, считаю, что это один из крупнейших композиторов второй половины ХХ века в мире. Проблема для исполнителей и публики, что его музыка очень непростая, и в техническом плане, и в интеллектуальном. Но, с другой стороны, секрет ее в ясности формообразования, мысли, сочетании драмы и определенного юмора. Поэтому слушатели ее понимают. После концерта всегда подходят, говорят, Шнитке – открытие для них», – отметил маэстро в разговоре в корреспондентом «НГ».
Когда шла речь о выборе программы концерта, дирижер ко Второму концерту Шостаковича предложил Третью симфонию Шнитке, надеясь, что его мечта исполнить это сочинение исполнится.«С Госоркестром Татарстана я давно мечтал исполнить именно Третью симфонию, – говорил Альварес. – Я предлагал ее маэстро Сладковскому, худруку оркестра, очень давно, ведь в Казани есть все для ее исполнения: орган в зале, дополнительные инструменты. А здесь участвуют бас-гитара, электрогитара, клавесин, чембало, маримба, ксилофон, большой комплект ударных... Я не говорю уже о прекрасном оркестре. Музыканты так хорошо подготовлены, что на репетиции понадобилось два дня! Это фантастика. Обычному коллективу нужен месяц, чтобы сделать эту симфонию».
К тому же музыка Шнитке – сфера, которую постепенно оркестр для себя постигает. Год назад, также на Concordia, монографическую программу музыки композитора представил дирижер Валерий Полянский, тогда вместе с «Гоголь-сюитой» прозвучали Концерт для фортепиано и струнного оркестра и Четвертая симфония. В этом году – Третья, впервые в Казани. Партитура этой симфонии была написана Шнитке по заказу лейпцигского концертного зала Gewandhaus к открытию нового здания. Для композитора, происхождением связанного с Германией, этот заказ был поводом написать оммаж музыкальному наследию австро-немецкой культуры. Грандиозный корпус симфонии включает шифры, аллюзии на Баха и Шуберта (квази-цитата Ave Maria), Моцарта, Бетховена, Мендельсона – и так далее, до Штокхаузена и Кагеля, цитируется и формула (не тема) вступления к «Золоту Рейна» Вагнера, начинаясь у контрабасов pisi и разрастаясь до фортиссимо всего оркестра. Кульминаций будет несколько, каждая следующая превзойдет предыдущую, но катарсис финала все же не ставит точку – но многоточие, предполагая, что история немецкой музыки продолжается. В нее в некотором смысле можно вписать и имя самого Шнитке.
В первом отделении Альварес предложил сюиту Danzas meigas – четыре танца из балета «Галиция» испанского композитора Рохелио Гроба (1930–2022), которая прозвучала впервые в России. Написанные в классической манере испанские танцы живописуют музыку природы с пением птиц (кукушка вызывает в памяти Пасторальную симфонию Бетховена), картины знойной фиесты, включают мотивы испанского фольклора.
Дебютным для казанской публики стало выступление Энджела Вонга, лауреата второй премии конкурса им. Чайковского. Молодой пианист сыграл концерт в свойственной ему искренней и открытой манере: легкость и стремительность крайних частей оттенялась шопеновской меланхолией средней. Написанный к выпускному экзамену Максима Шостаковича в Центральной музыкальной школе, этот концерт словно предназначен для юных, окрыленных надеждами музыкантов. «Энджела ждет большое будущее, я в этом уверен. – сказал Сесар Альварес. – Редко в таком возрасте найдете музыканта, который бы так хорошо понимал форму и слушал оркестр».
Накануне концерта Энджел Вонг ответил на вопросы корреспондента «НГ»:
– Как изменилась ваша жизнь после конкурса имени Чайковского?
– Я стал больше выступать – и в России, и за рубежом. Планируются концерты в Китае, Америке, Германии. За это время я играл на Канарских островах, это был концерт на открытом воздухе, тоже, кстати, новый для меня формат. Кроме того, меня стали приглашать на разные эфиры, на телеканалы, интервью.
– На каком курсе консерватории вы сейчас?
– На втором, в классе Наталии Владимировны Трулль и Даниила Цветкова.
– Выбор фортепианного концерта Бриттена для финала конкурса им. Чайковского – ваша общая идея?
– Изначально мы планировали для финала Первый концерт Чайковского и Третий Прокофьева. Потом Наталья Владимировна вдруг мне присылает запись концерта Бриттена в своем исполнении, мне очень понравилось, я взялся и с большим интересом стал учить. Я понимал, что это в каком-то плане риск. Не знал, как публика отреагирует, жюри. Но после выступления ко мне подходили слушатели, очень много говорили именно о Бриттене, и члены жюри тоже отметили, что это неожиданный выбор, очень удачный, выигрышный.
– Как сейчас складывается ваш репертуар?
– Сейчас я очень много учу новую для меня музыку, так как есть приглашения. Взялся за Второй концерт Рахманинова – это первый из его концертов, которые будут у меня в репертуаре. Премьера должна состояться уже в декабре. Недавно я играл Третий Прокофьева, из сольного репертуара одновременно учу сонаты Бетховена, Скрябина, французское сюиты Баха. На фестивале «Звезды на Байкале» мы с Даниилом Коганом и Машей Зайцевой сыграли концерт камерной музыки. Заниматься приходится много.
– С Гергиевым у вас уже есть контакт?
– Пока не получилось поработать вместе, но я очень на это надеюсь. Если можно было бы выбрать, что сыграть с Валерием Абисаловичем, то я бы предложил Бриттена. Я очень рад, что дошел до финала и сыграл именно этот концерт, который никто бы не услышал.
– Вы сами выбрали Второй концерт Шостаковича для исполнения на фестивале?
– После конкурса мне написали организаторы фестиваля и пригласили с этим концертом. Так совпало, что я и сам очень хотел его выучить и сыграть, так что это судьба.
Казань–Москва