Спектакль поставлен как бенефис актрисы. Фото агентства «Москва»
Пьеса Алексея Житковского «Космос» абсолютно попала в запрос театров на современную комедию с бенефисной ролью и фантастическим антуражем, разбавляющим узнаваемые российские обстоятельства, и потому широко разошлась по репертуарам. В Театре Пушкина не побоялись крупного жеста и поставили новую драму не для камерной, как обычно бывает, а для большой сцены. Пьеса испытание выдержала.
Конечно, спектакль (режиссер Игорь Теплов) поставлен как чистый бенефис, и зрители приходят увидеть на сцене именно Викторию Исакову, исполняющую роль мечты для настоящей актрисы. Преображенная почти до неузнаваемости париком, очками, «бабушкиными» кофтами, актриса купается в гротескных красках образа. Она играет училку провинциального городка, затюканную бытом, судьбой, ненавистной работой, – типичный синий чулок. 20 лет как вдова, ее героиня воспитывает в одиночку сына, ездит на каждую годовщину к мужу на кладбище, формально отдавая дань памяти, на деле же с содроганием вспоминая их совместную жизнь. Каждый день после уроков в школе она садится к телевизору и включает свой любимый американский ромком на языке оригинала. Все-таки она преподаватель английского, хотя кроме «топиков» для учеников и просмотра дисков его и применить-то некуда в далеком российском городке, так что ее речь даже в обиходных выражениях изобилует дублирующими англицизмами, что создает дополнительный комический эффект.
Исакова говорит с подчеркнутым говором (действие происходит в татарской Бугульме) и мастерски создает типаж кошелки – преждевременно состарившейся женщины. Сын (Антон Гращенков) по сюжету играет в музыкальной группе, поэтому центральный сценографический объект на сцене (помимо падающего с колосников скафандра и макетов планет) – полый глобус, который становится звукозаписывающей студией для школьников. Устоявшуюся бессмысленно-беспощадную рутину разбивает миражная интрига: родную школу должен навестить летчик-космонавт, первая любовь героини, и весь педсостав под предводительством директора (точный и остроумный дуэт – у Ирины Бяковой и Сергея Ланбамина) бросается готовиться к его приему. Для романтической Татьяны вся жизнь буквально переворачивается за несколько дней под наплывом вновь вспыхнувших чувств. Виктория Исакова играет ранимую лань, вдруг обретающую надежду вырваться из черно-белой реальности, насквозь зараженной нищетой, безысходностью и насилием. В спектакле становятся особенно выпуклыми ужасающие черты общества, в небольших поселениях расцветающие пышным цветом – психологическая травля за инаковость, культ мнимого героизма. Когда Татьяна пытается рассказать о подноготной своей женской доли, о садизме покойного мужа, многолетняя подруга (Гуля – Наталья Корогодова) ее просто «отменяет» за осквернение памяти героя – тот погиб в боевых действиях и является вдове в кошмарах. Когда она признается публично в своих чувствах к знаменитому однокласснику, ее ославляют сумасшедшей на весь город, а единственный вариант устроить личную жизнь обнаруживается в лице восточного типа с радикальными патриархальными замашками.
Амплуа романтической героини Исаковой подчеркивает жанр любовной мелодрамы «наоборот». Но взвинченный гротеск, внутри которого актриса по замыслу режиссера существует, для нее неорганичен. Исакова не трагикомическая актриса, хотя, как всегда, работает на высоте. Так что спектакль остается милой комедией про жизнь-нескладуху.
Да режиссеру больше, видимо, и не требуется, потому как конец он ставит как безобидную, «душещипательную» картину примирения матери и сына после всех пережитых перипетий. И открытый финал с повесткой в армию у юноши на руках, которой отказывается верить героиня Исаковой, только что сама называвшая сына «вялой» личностью, этому как будто не мешает. Кого-то убаюкивающая (большую часть публики), кого-то раздражающая (часть зала поменьше) «безболезненность» посыла новых театральных постановок – ясная примета времени.