Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»
В рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» в Москве прошел круглый стол, посвященный проблемам подготовки выпускников театральных вузов. В Союзе театральных деятелей собрались обсудить проблемы творческого образования педагоги ведущих театральных институтов и программ страны, а также директора театров России и стран СНГ. Суть проблемы сегодняшнего театрального образования заключается в возможностях и запросах двух ключевых игроков сферы: творческих вузов и потенциальных работодателей – театров. Не всегда сегодня «спрос» и «предложение» совпадают. Ведь развитие индустрии всегда будет на шаг впереди от образовательной системы, которой требуется на изменения иногда и целое десятилетие. Однако зачастую до сложнейших стратегических вопросов дело не доходит, потому что стандарты образования бюрократизируют и унифицируют подход к обучению, и приходится решать менее абстрактные проблемы. Вообще «учебный стандарт» применительно к творческим специальностям катастрофически искажает картину системы обучения будущих артистов. Как сказал руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, «индивидуального подхода нет, нет подхода, который научил бы ребят, что представляют собой оперная сцена, техника прослушивания, бизнес-план наконец, который должен иметь каждый артист оперного театра». До сих пор остается проблемой знание молодыми вокалистами иностранных языков, исторического и культурного контекста для понимания опер.
Главным камнем преткновения в последние годы был перевод творческих специальностей на бакалавриат, что сокращало время обучения с пяти до четырех лет, а для вокалистов буквально оспаривало физиологический процесс созревания голоса. С этим боролся, в частности, ГИТИС, который сегодня лицензирует новую специальность на пятилетнее обучение «артиста-вокалиста».
«Для нас самое главное – воспитать артиста. Он должен хорошо петь, и поэтому мы так долго боролись за пятилетнее образование, – рассказывает ректор ГИТИСа Григорий Заславский. – В следующем году мы рассчитываем получить и по очному, и по заочному отделению контрольные цифры на пятилетнее образование, за что мы боролись на протяжении 10 лет. Смысл этих пяти лет, конечно, в том, чтобы уделить их вокальной технике и развитию голоса артиста. Но ясно, что это будет полезно и для актерской природы тех, кого мы выпускаем».
Также глава ГИТИСа обратил внимание на пробелы в режиссерском образовании: будущих режиссеров недостаточно учат работать в коллективе, и пока остается слабым изучение авторского права, с которым напрямую работают постановщики, выбирая то или иное литературное или музыкальное произведение для воплощения на сцене. Нарушение авторского права часто приводит к тому, что театрам приходится закрывать уже готовый спектакль. «Режиссеры не понимают, что именно является предметом защиты: что Чехова и Чайковского уже можно «переделывать», а Прокофьева без разрешения наследников – еще нет», – подчеркнул он.
Вопрос авторского права в России стал еще более актуальным в связи с текущей геополитической ситуацией, и российские театры практически полностью лишились доступа к современной зарубежной литературе. Именно поэтому в репертуарах можно увидеть всплеск вынужденного интереса к советскому корпусу текстов. Хотя не только западные вещи оказались «вне зоны доступа». Так, наследники драматурга Александра Володина после начала СВО запретили постановки его пьес в России.
Не в первый раз был поднят вопрос о неправомерности открытия актерских и режиссерских отделений на базе непрофильных вузов, которые не имеют ни образовательных традиций на этой стезе, ни, самое главное, педагогических сил для подготовки творческих кадров. Тем не менее такие «идеи» случаются то там, то здесь каждый год. К тому же встает правомерный вопрос, а нужно ли такое количество актеров и режиссеров, когда даже выпускники именитых театральных училищ сталкиваются с препятствиями в трудоустройстве по стране. Проблема актерского трудоустройства давно обсуждается на разных уровнях как в Госдуме (в рамках заседаний комитета по культуре), так и среди ректоров театральных вузов. И пока чуть ли не единственным продуктивным решением видится возвращение к старой доброй советской системе распределения и целевых курсов от театров/регионов. Препятствия в трудоустройстве не только социальные (низкие зарплаты работников культуры, отсутствие служебного жилья и т.п.), но и ментальные: за последние десятилетия работа в провинциальном театре стала сильно менее привлекательна для молодого актера, чем креативные предложения двух столиц.
На этом заострил внимание директор, декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ Александр Фокин: «Рынок кадров актеров драматического театра перегрет в Москве и Петербурге – это факт. И в этом смысле возникает очень серьезная проблема. Есть односторонний поток миграции молодых кадров из регионов в Москву. А обратного оттока, к сожалению, нет. Да, конечно, мы можем создать какие-то уникальные условия в своих театрах. Мы можем давать зарплаты, квартиры, жилье, обещать, что со студенческой скамьи актер сразу будет играть Гамлета, Отелло и пр., но все равно не пойдут – практика подтверждает. Например, два года назад выпустился актерский курс Школы-студии. Мастера курса бегают по театрам, устраивают выпускников, а у одного мальчика не получилось. Он был иногородний. И вместо того чтобы поехать обратно к себе в город, где он точно был бы в театре на первых ролях, он остался в Москве и предпочел пойти в официанты». «Это проблема регионального характера, проблема губернаторов, представительства региональных компаний. Чему есть положительные примеры, например, когда Воронежская область стала лидером театральной жизни в России», – подытожил Фокин, обозначив еще одну проблемную тему – поколенческий разрыв. Эта проблема обостряет ситуацию прихода молодого специалиста в учреждение после обучения. Особенно характерен карьерный путь продюсера, который может прийти и остаться «пожизненно» на должности администратора, так как директора театров не готовы делиться компетенциями, полномочиями и должностями со вчерашними выпускниками. К тому же полученные знания также имеют свойства устаревать по отношению к развитию сфер экономики, юриспруденции, цифровых технологий, менеджмента, и применять их надо не через 20 лет, а уже сегодня.
Восполнить дефицит творческих кадров в регионах может помочь федеральная программа «Земский работник культуры», которую планируют запустить с 2024 года. Проектом программы предусматривается единовременная выплата 2 млн руб. «подъемных» на Дальнем Востоке и 1 млн руб. – в других округах. Как рассказал Григорий Заславский, на 30 ноября назначены слушания в Общественной палате РФ по этому вопросу. Пока дискуссионным остается параметр численности населенных пунктов, которые смогут участвовать в программе. Чтобы произошло реальное изменение культурной среды, планку нужно поднять. Так как аналогичные программы (по врачам и учителям) брали в работу поселения в 50 тыс. жителей и ниже. Однако для приезда в населенные пункты крупных творческих специалистов (не только библиотекарей или киномехаников) масштаб должен быть увеличен. Должны быть охвачены города уже в 150–200 тыс. жителей.