0
4228
Газета Культура Интернет-версия

07.11.2023 11:24:00

Не бойся современной музыки

В РАМ имени Гнесиных завершился фестиваль Gnesin contemporary music week


Фотограф Александр Панов

Задуманный несколько лет назад как творческое сообщество любителей и энтузиастов, пропагандирующих новейшую академическую музыку, фестиваль Gnesin contemporary music week к своему шестому сезону превратился в крупный концертно-образовательный форум. Это уже не просто выступления молодых музыкантов, которые храбро осваивают дебри в партитурах современных композиторов, удивляя и студентов, и педагогов Академии имени Гнесиных. Усилиями кураторов Татьяны Яковлевой и Ирины Севастьяновой проект вышел на солидный и совсем не любительский уровень, он может уверенно встать в ряд с фестивалем мэтров «Студии новой музыки» и даже пересекаться во многом с тем, что происходит в Граце или Дармштадте. Проект получил одобрение и руководства РАМ – проходит при поддержке не только Центра электроакустической музыки Московской консерватории и Союза композиторов России, но и Научно-творческого центра современной музыки Академии и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

В свое время на фестивале Gnesin contemporary music week выступали с лекциями такие маститые композиторы как Клаус Ланг, Алексей Ретинский, Владимир Горлинский, Дмитрий Курляндский, проходили тематические мероприятия образовательной программы. В этом году особый акцент пришелся на дискуссионную часть. В ее числе и антиконференция – беседа приглашенных спикеров, выстроенная вокруг современной музыки и связанными с ней практиками, областями знаний и видами искусств. Среди нынешних тем – эстетика метамодерна, site-specific проекты, работа с голосом и фольклором в современных сочинениях, интермедиальное искусство. Не обошлось и без привычных уже воркшопов с исполнителями: роли педагогов-наставников на себя примерили виолончелистка Юлия Мигунова и пианистка Наталия Черкасова. Они работали с группой счастливчиков, которых отобрали в образовательную программу по опен-коллу – музыкантов из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Казани и Нижнего Новгорода.

Помимо родных стен, нынешний фестиваль охватил такие площадки как ГРАУНД Солянку, ДК «Рассвет» и храм Святого Людовика. Своего рода поклон Гнесинке сделал композитор Лукас Сухарев, который представил свою инсталляцию в музее-квартире Елены Гнесиной (работа отсылает к истории знаменитой семьи). Что касается музыки молодых авторов, то Gnesin contemporary music week традиционно предоставляет им возможность быть услышанными. Фестиваль справедливо делает ставку на только что или недавно созданные партитуры экспериментального характера: пьесы для электроники и мультимедиа, перформансы, сочинения, в которых по-новому трактуется голос, функции и тембры инструментов и т.д. В то же время кураторы отдают дань «мастодонтам» современной академической музыки, включая в программу произведения XX века. Так, на открытии прозвучала российская премьера Akanthos Янниса Ксенакиса, которую в полной темноте театрализованно, чувственно и эмоционально исполнили Дарья Гуркина (флейта), Олеся Колотыгина (кларнет), Алиса Гражевская (скрипка), Ксения Серветник (скрипка), Елизавета Писарева (альт), Антон Изгагин (виолончель), Наталья Цурко (контрабас), Ульяна Ловчикова (фортепиано) и Татьяна Бикмухаметова (вокал) под руководством опытного дирижера и певицы Ольги Власовой.

Концерт-открытие носил одновременно простое и очень точное по отношению к мероприятиям такого рода название – «Не бойся». «Это своего рода обращение к нашим слушателям и участникам. Современная музыка часто связана со страхами перед непривычным и незнакомым. И вот уже шестой сезон мы показываем, что новые сочинения не так страшны, как о них нередко думают», — утверждает команда Gnesin contemporary music week. В программе концерта в Малом зале Академии, действительно, объединились совсем «нестрашные» по звучанию пьесы, но крайне любопытные с точки зрения того, как они написаны. Так, сочинение serie blanche Пьера Жодловски, которое начиналось как самая обыкновенная минималистская вещица, по мере развития вступило в диалог с электроникой, саундом, близким техно. Впрочем, пианистка Ульяна Ловчикова уверенно держала «руки на пульсе», не останавливая общее движение ни на секунду (сам Жодловски, по его словам, создал эту музыку, чтобы рассказать о безжалостном механизме, который подразумевает исчезновение наших процессов восприятия). Пьесы-премьеры Игоря Яковенко и Милицы Джорджевич, написанные для виолончели и фагота соло, позволили исполнителям Антону Изгагину и Веронике Карчемкиной проявить и свое свободное владение инструментом, и добавить в каждый перформанс долю театральности.

Выступление перкуссиониста Евсевия Зубкова вышло наиболее эффектным – и не только потому, что он виртуозно взаимодействовал с ударными и выкрикивал такие слова как «Страх, Смерть, Жизнь, Отечество, Народ и партия». Композитор Нейбоша Живкович изобразил отчаянный страх, недоверие, бессильную ярость людей советской эпохи, столкнувшихся с репрессиями: в пьесе красной нитью проходит запись голоса Дмитрия Шостаковича как символа трагической фигуры того времени. Но, пожалуй, самое большое впечатление произвело сочинение Triskelion белорусского композитора Елизаветы Лобан. Здесь ансамбль участников Gnesin contemporary music week под управлением дирижера Александры Мелдо буквально воспроизводил лесные сцены, обряды, заклинания, унося куда-то вглубь веков. Композиция, построенная на остинатных квази фольклорных мотивах, тонких мелодических линий на флажолетах и красочном звучании фортепиано, погружала в медитативное состояние – и лишь тоскливые звуки аккордеона из коридора Гнесинки возвращали нас в реальность.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
779
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
854
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1718
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2078

Другие новости