0
7716
Газета Культура Печатная версия

02.11.2023 18:11:00

На 90-летие театра, где хорошо

Весь мир в кармане Свердловской музкомедии

Тэги: свердловская музкомедия, гала концерт, театр в городе

Полная online-версия

свердловская музкомедия, гала концерт, театр в городе Один из номеров гала-концерта – сцена «Солнца новый день» из мюзикла «Ла-Ла Ленд». Фото Игоря Желнова

Свердловская музкомедия отметила свое 90-летие грандиозным гала-концертом «Театр в городе» в постановке Нины Чусовой, ночным экскурсом в историю джаза с Музком-бендом Платона Газелериди и двумя премьерами последних сезонов – музыкальной драмой «Маскарад» Рогалева и «Баядерой» Кальмана, показав феерические мощности индустрии опереточно-мюзикловых грез на уральском Бродвее.

В этот театр влюбляешься сразу и навсегда, всякий раз задаваясь вопросом о причине этого притяжения. Любовь не только не исчезает на расстоянии, но с каждым годом только растет и крепнет. Уезжая оттуда, тут же хочется вернуться – так же как когда-то мечталось возвращаться в Театр Вахтангова периода Ульянова и Туминаса, МХАТ правления Олега Табакова, театр Фоменко времен живого Петра Наумовича. Поэтому и одним из ответов на вопрос о природе магнетизма уральской оперетты стал ответ о силе «родительской» любви театральных лидеров к своим артистам.

В Свердловской музкомедии до 2022 года таким родителем был режиссер Кирилл Стрежнев, а до 2019-го – еще и ее директор Михаил Сафронов, прослуживший на своем посту 20 лет. До них был Владимир Курочкин, с момента руководства которого и началась «великая эпоха Свердловской музкомедии». Главного режиссера Курочкина потому и называли тогда в этом театре «Папой». Сегодня же в нем сложилась ситуация беспрецедентная, когда труппой занимаются сразу два активно действующих режиссера, пусть и с разными должностными инструкциями и полномочиями, но по роли молодые «мама» и «папа»: главный режиссер театра Нина Чусова и его художественный руководитель Филипп Разенков. Когда читаешь в юбилейном буклете поздравительную речь губернатора Свердловской области Евгения Кувайшева, в которой он называет Свердловский музком «брендом региона», понимаешь, что это отнюдь не красивые слова, а прописная истина. Этот театр по популярности и безграничному обожанию публики затмевает здешний оперный, оставляя его далеко позади по многим показателям гамбургского счета.

У Свердловской музкомедии есть сильный конкурент в лице Петербургской музкомедии, где тоже много звезд, есть уникальный актерский ансамбль, где знают, как играть, петь и танцевать особенно в оперетте. Эти театры с давних пор действительно связывает очень многое. Но как все же отличаются темпераменты их трупп, задор, азарт, жадность и открытость в освоении нового материала, вектор развития, в конце концов!

В Петербурге сильным звеном и фирменным знаком всегда была оперетта с тонким и точным знанием ее законов и канонов, а уж после того как там возник союз с Будапештским театром оперетты, головокружительные танцы в бывшем Палас-театре обрели статус культа, и у субреток и простаков здесь сегодня можно учиться виртуозной акробатике. В Екатеринбурге курс на мюзикл был взят много раньше и масштабней, а потому в репертуаре Свердловской музкомедии оперетта оказалась как будто слегка подвинутой на второй план, уступившей место новым ритмам, звукам, названиям и тенденциям. Покойный Кирилл Стрежнев никогда не скрывал своей любви именно к мюзиклу – музыкально-драматическому спектаклю нового поколения. Сегодня здесь собран и продолжает собираться необъятный репертуар ХХ и уже ХХI века, включая недавний мюзикл «Маленькая серенада» Сондхайма, показывавший, как красиво, содержательно, интеллектуально и отважно можно развивать мюзикл, прежде всего мелодически, музыкально, тембрально, уходя от навязших гремучих бродвейских штампов. И парадокс – именно здесь пару сезонов назад совершился сильнейший прорыв в России интерпретации оперетты, переосмысления этого глуповатого «веселого жанра», когда свет увидела смелая, бесстрашная «Сильва» Кальмана в постановке Дмитрия Белова.

В двух спектаклях, удостоенных быть показанными в юбилейные дни – «Маскараде» Рогалева и «Баядере» Кальмана публика тоже могла наблюдать за борьбой и взаимодействием тенденций и амбиций. В очень мелодичном и динамичном «Маскараде», возродившем спектакль Ленинградского мюзик-холла в партитурно обновленном виде, пульсировала кровная связь с Петербургом, а потому возникла прямая ассоциация с недавней работой Петербургской музкомедии – грандиозным мюзиклом «Белый. Петербург» Фиртича в постановке Тростянецкого. Нина Чусова лихо, графично и жестко расставила акценты на фирменные петербургские темы призрачности всего сущего, банальности зла и красоты, относительности возвышенного и земного, пошлости и пустоты общественного мнения, доводящего до безумия поиска чистоты и верности.

В «Баядере» Филипп Разенков, следуя новому либретто Владимира Кантора, обострил контрасты, одев Одетту в кожаную куртку и сделав ее кинодивой, а в наследном принце Раджами показал человека просвещения, увлеченного европейскими ценностями. Глянцу знаменитой оперетты он деликатно противопоставил экзотические тембры индийских инструментов в нескольких номерах, элегантно этнически аранжированных композитором Виталием Владимировым. Здесь публику ослепляли три звезды: Ольга Балашова своим очень индивидуальной харизмой, Андрей Опольский и особенно Анастасия Ермолаева в партии Мариэтты, которой позавидовали бы и Париж, и Вена, и Берлин.

Впрочем, в гала-концерте, ставшим эпохальным приношением Свердловской музкомедии, режиссер Нина Чусова так ювелирно выткала драматургию шоу, что и оперетта, и мюзикл предстали в абсолютном балансе в самом выигрышном, победительно-бродвейском свете. Автор идеи и шеф-режиссер Чусова вместе с огромной командой создателей (от художника-видеографа Алана Мандельштама, сценографа-конструктора декораций Сергея Евсеева до бригады хореографов-постановщиков) развернула в нем эпохальную историю на тему эволюции развлекательного жанра от шаманского танца вокруг Шигирского идола до remix-оперы «Figaro» Моцарта и коллажа из reality-мюзикла «www. силиконовая дура.net» Александра Пантыкина.

Получился шедевр жанра. Идеально выверенный тайминг, пришедший из мюзикловой индустрии, позволил не утомить публику, при этом дал ей возможность пронестись сквозь века на лихой машине времени и без сумбура и суеты очень внятно, прицельно точно и с высокохудожественной артикуляцией увидеть и услышать блистательные работы огромного количества солистов всех поколений – от молодняка до золотых стариков в самых эффектных, какие только можно себе представить, ансамблевых сочетаниях. Как уютно мило, колко, стебно, бодряще остроумно проплыл лебедушками хор девушек из оперы «Аскольдова могила» Верстовского, после которого контрастным душем, разворачивая пружину истории, провертелся из совсем другого времени «Фокстрот», смодулированный в попурри из «Веселой вдовы» Легара. Какой примадонской бомбой предстала Ирина Макарова в попурри из оперетты «Роз-Мари» Фримля и Стотгардта, а после нее вышел баритон-премьер Андрей Опольский в арии Баринкая из «Цыганского барона» Штрауса, затмевая свет божий и разум особенно женской части зала сиянием своего холеного звездного баритона. И с каким инженерным расчетом, к месту на небольшом расстоянии от этого номера был поставлен номер «Утомленное солнце» Ежи Петербурского, где солнцем своего голоса грел мастер сцены Анатолий Бродский, незаменимый Тевье в «Скрипаче на крыше».

Ближе к финалу стали появляться из прошлого такие редкости, как куплеты Трепло из мюзикла Модуньо «Черный дракон», «Кубинец Пит» из телесериала «IloveLucy», квартет из оперетты «Царица и велосипед» Сиротина, коллаж из мюзикла «Оливер» Барта, попурри из песен группы «Чайф», напомнив о феномене уральского рока. До забытья, до потери ощущения времени зрители следили за увлекательной историей театра в любимом городе, а уж когда Платон Газелериди и Борис Нодельман вышли в ослепительно-белых пиджаках играть фортепианный дуэт «Снежинки» Цфасмана, зал, кажется, взмыл на крыльях счастья высоко под потолок. Под потолком малой сцены, получившей имя Михаила Сафронова – легендарного директора, вращавшего с легкостью планету оперетты и мюзикла, эти улетевшие зрители обольщались конферансом еще одной звезды театра Марии Виненковой, сочетающей несочетаемое – Мэрилин Монро и Лайзу Миннелли в одном лице – в ее кратком экскурсе в историю джаза. Вместе со своими звездными коллегами – Ильей Жирновым, Ириной Макаровой, Светланой Ячменевой и трио VoiceMix (Андрей Опольский, Олег Прохоров, Евгений Толстов) в сопровождении Музком-бенда Платона Газелериди слушали джазовые голливудские стандарты в таком перфекционистском вокально-хореографическом исполнении, что отпадала всякая надобность рваться не только «в Москву, в Москву», но и за океан, ибо здесь было ну просто очень хорошо.

Екатеринбург–Санкт-Петербург


Другие новости